"Никто не видит того, что творится за камерой". Казахстанец Кожатаев рассказал о своем дебюте на "Тур де Франс"
Казахстанский велогонщик "Астаны" Бахтияр Кожатаев впервые принимает участие в "Тур де Франс". В прошлом году он проехал свой первый Гранд-тур - "Джиро д'Италию" - и вот теперь исполнил мечту - защищает цвета команды на "Большой петле", сообщает корреспондент Vesti.kz. Делясь эмоциями от французской супермногодневки, Кожатаев рассказал о своем прогрессе, а также о том, как "Астана" помогла ему не только реализоваться профессионально, но и встретить любовь.
Казахстанский велогонщик "Астаны" Бахтияр Кожатаев впервые принимает участие в "Тур де Франс". В прошлом году он проехал свой первый Гранд-тур - "Джиро д'Италию" - и вот теперь исполнил мечту - защищает цвета команды на "Большой петле", сообщает корреспондент Vesti.kz. Делясь эмоциями от французской супермногодневки, Кожатаев рассказал о своем прогрессе, а также о том, как "Астана" помогла ему не только реализоваться профессионально, но и встретить любовь.
- Бахтияр, это твой дебютный "Тур де Франс". Какое впечатление от него самое яркое?
- Я хотел попасть на "Тур де Франс". Моя мечта была - попасть на "Тур де Франс". Самое запоминающееся то, что я уже стартовал на "Тур де Франс". Многие гонщики говорят, что "Тур де Франс" - особая гонка. Так оно и есть. Здесь много ажиотажа, много болельщиков, и каждый день новые сюрпризы. Самый запоминающийся, конечно, старт в Дюссельдорфе в Германии. Для велосипедного мира "Тур де Франс" - самая главная гонка. И все девять гонщиков, представляющие свои команды, это самые сильнейшие гонщики, которые готовы на 100 процентов. Конечно, каждая гонка тяжелая. Но эта - особенная гонка. Могу вам сказать честно. Взять тот же самый ажиотаж. С прессы, с болельщиков, гонка начинается уже до старта. В гонке также много нервозности, много падений. У всех задача идти вперед, держать своих лидеров.
- В чем заключается твоя работа на этом "Тур де Франс"?
- Поддержать наших лидеров. Потому что они были оба готовы. Якоб Фульсанг и Фабио Ару - вместе с ними мы шли на генеральную классификацию. Остался только Фабио, к сожалению. Также надо продемонстрировать свои способности. Где-то на отдельном этапе попробовать себя, проявить себя. А главная цель - это командные действия.
- Набрался опыта с прошлого года? На "Джиро-2016" ты говорил, что твоя задача просто проехать гонку, не сойти.
- Конечно, первый Гранд-тур я стартовал с мыслью доехать. Но сейчас все по-другому. Я стартовал, чтобы не просто доехать. На презентации я сказал, что хочу побороться за этап. Это была моя цель. Я ее не выполнил, не приблизился даже близко к ней. Для меня это, можно сказать, большой минус. Потому что я критично к себе отношусь. Но, конечно, своим амбиции - это свои амбиции. Надо понимать, что и командные задачи очень важны. По командным амбициям мы, в принципе, сделали все, что могли. Можно сказать, что я удовлетворен работой команды. Но лично своим выступлением нет, к сожалению.
- Когда едешь гонку, больше смотришь в компьютер, или отталкиваешься от собственного самочувствия?
- Больше отталкиваюсь, наверно, от своего самочувствия. Если есть нога, есть форма, почему бы и не ехать. Но всегда нужно помнить об экономии сил. У нас есть тренер, который после гонки смотрит данные, анализирует. А моя задача - ехать гонку. Без разницы, какие там показатели. Моя задача - работать, выкладываться по максимуму.
- Но прогресс по показателям есть?
- Да, есть прогресс. Если взять этот "Тур де Франс", средние показатели мощности каждый этап здесь очень высокие. Так же и параметры пульса. Не на всех гонках так. даже на недельных гонках такого нет. А тут ты каждый день выкладываешься по максимуму, особенно те, кто идет на генеральную классификацию. Я свою работу выполняю в начале этапа. Последние 20-30 километров я уже еду на восстановление. И то мои показатели выше, чем были до этого.
- Впервые в "Астане" на "Тур де Франс" едут сразу четыре казахстанца. Какой бы ты дал совет тем казахстанским гонщикам, которые о "Большой петле" только мечтают? Что здесь нужно учитывать в первую очередь?
- Надо быть готовым к гонке. Быть морально готовым и физически. Не хочу никого пугать, что это нереальная гонка. Все реально. Можно ехать, можно биться, показывать результаты. Надо готовиться плодотворно, начинать с декабря планировать свой сезон, подходить к гонке, и тогда все будет окей. Тяжело всем. Надо ставить цели и добиваться их.
- К чему готовишься после "Тур де Франс"?
- "Тур де Франс" еще не закончился. Еще два дня. После окончания гонки я останусь в Париже. Это романтический город, проведу там пару дней со своей невестой. Потом возвращаюсь в свой родной Казахстан, где я не был с декабря. И следующей моей гонкой будет критериум в Астане в честь EXPO. Дальше у меня по плану Канада в сентябре, две классические гонки. Также я планирую участие в чемпионате мира, в "Туре Алматы", конечно. И мой сезон закончится в Китае на новой гонке.
- Раз уж ты упомянул свою невесту, можно рассказать болельщикам, что этот год особенный для тебя не только дебютом в "Тур де Франс", но и тем, что ты собираешься жениться?
- Да, это не секрет. Я своей девушке сделал давно предложение. Но график тяжелый, как определимся со временем... У меня начинается новая жизнь. Это меня не пугает. Я наоборот очень рад, потому что семья для меня - это новая мотивация, новый импульс. Нужно будет стараться не только для себя уже, но и для семьи, мы планируем в будущем детей.
- Не все знают, но ведь у тебя настоящая велосипедная лав-стори.
- Верно. Моя невеста - бывшая велогонщица, даже выступала за женскую велокоманду "Астана". Велоспорт нас и связал. Мы встретились в Турции на сборах, интернет, так вот наш роман закрутился. Но для меня и важно, что это человек, который сам все это прошел. Она 15 лет была в велоспорте, она понимает все мелочи, что я устаю после гонки, что мне нужен отдых... Конечно, ей тяжело ждать все время, но она это все понимает, и для меня это большой плюс. Простая девушка может не понять. А она понимает, что это большой труд. Это кажется по телевизору, что мы четыре-пять часов едем, развлекуха какая-то. Но на самом деле это большой труд.
- Когда Алексей Луценко ехал один в отрыве на 18-м этапе, мы смотрели трансляцию с его супругой Еленой. Она очень эмоционально переживала, комментировала, говорила, если что-то, на ее взгляд, он делала не так. А твоя невеста дает тебе советы?
- Даже у нас бывают семейные споры. Потому что она делает мне замечания какие-то, мы спорим, обсуждаем это. Конечно, она переживает, когда падения. Радуется, когда хороший результат.
- Какой совет она тебе дала по ходу "Тур де Франс"?
- Она мне всегда говорит - больше кушай. Восстанавливайся. Проводи меньше времени в телефоне на массаже, больше спи. Говорит уделять больше времени на отдых. Она хочет со мной поговорить, но понимает, что мне нужен отдых.
- Андрей Зейц отметил, что в команде особая атмосфера, потому что сразу четыре казахстанца и всего пятеро русскоговорящих гонщиков. Для тебя это тоже так?
- Конечно, это отлично. И стаф есть русскоговорящий, директоры. Хорошо, когда гонку ведут на двух языках. Конечно, все легче дается.
- С кем живешь в гостиницах на "Туре"?
- Живем в одном номере с Алексеем Луценко.
- Обсуждаете гонку? Можешь сказать ему: "Леша, ты там-то не дотянул?". Или он тебе может сказать, что ты плохо проехал, например?
- Нет, такого нет. Когда он боролся на этап, радовались. Поздравили друг друга, хорошая работа. Когда упали, сразу подскочили, спросили друг у друга, все ли в порядке. Обсуждаем происшествия на этапе, что и как произошло. Даже на ужине. Ну и, конечно, друг друга поддерживаем.
- Ты упал без ощутимых последствий, Алексей, слава Богу, смог остаться в гонке. А когда из-за падения сошли Катальдо и Фульсанг, это как-то подкосило команду? Все-таки двух горняков лишились, и очевидно, что без них бороться за желтую майку очень сложно.
- По телевизору команда смотрелась слабо после того, как мы взяли желтую майку. Но никто не видит того, что было за кадром. Потерять одного гонщика, хоть какого, это уже серьезно. Потерять Якоба Фульсанга, который был в отличной форме, который, выиграв "Дофине", доказал, что он претендент на победу, ведь мы стартовали с двумя капитанами... Такие нелепые падения, и сразу минус два гонщика, это, конечно, ударило морально. Это тяжело... Также падение Алексея Луценко его выбило на неделю. Хорошо, я отделался легким испугом. Но также и у меня были проблемы со здоровьем, у Димы Груздева... Я захожу на сайты и вижу критику. Потому что люди видят только то, что показывает камера во время гонки. А что творится за гонкой, этого никто не видит. Я скажу, что команда справилась с этим морально, физически. Даже Фабио Ару приболел... У него характер очень сильный. Я вчера заметил, когда он мимо проезжал, он уже был "на зубах", но он терпел. Конечно, все привыкли, что "Астана" выигрывает, всегда стоит на подиуме. Но в этом году особой удачи нет. У нас было много проблем, и это морально очень сильно давит. Но мы стараемся показать максимум. Мы собрались и продемонстрировали какую-то волю к победе. Не сломило нас ничто. Все впереди у нас, и сезон не закончен.
- В твоем активе есть "Джиро", "Тур де Франс", нет желания в будущем проехать и третий Гранд-тур - "Вуэльту"?
- Я хочу снова вернуться на "Тур де Франс". У меня еще цель - выиграть на нем этап. Говорят, что "Вуэльта" проще. А я уже ничего не боюсь, если честно. Я уже попробовал все - проехал "Джиро", "Тур", Олимпийские игры. Так что я готов ко всему. "Вуэльта" так "Вуэльта".
- В прошлом году на "Джиро" ты говорил, что мечтаешь о розовой майке. Можно сказать, что теперь по своей физической форме ты стал ближе к мечте?
- Конечно, такие люди, как Фрум, как Ару - это гранды. Они уникальны. Сравнивая то "Джиро" и этот "Тур", сейчас моя физическая форма намного выше. По самочувствию, а у меня были здесь проблемы и я их переборол, я здесь сильнее. Я вырос на полголовы, это точно. Пока на Гранд-туре можно говорить только об этапе. Попробовать выиграть этап. На недельных гонках у меня, в принципе, хорошо получается ехать на результат. Конечно, надо строить планы, ставить цели и идти к ним. Если есть мотор, надо продолжать работать, добиваться. Два-три года, и ждем.
- Не так давно соцсети шокировало фото ног со вздутыми венами польского велогонщика Павла Полянски. Это реально бывает так?
- Я думаю, реально. Этого гонщика я видел в пелотоне вживую. Возможно, после нагрузки, после этапа у него так оно и есть. У нас в команде есть Луис Леон Санчес, у него ноги всегда такие.
- У тебя такое было?
- Прям так сильно нет. Но за этот "Тур де Франс" у меня впервые в жизни везде вены вылезли. Как и планировал, я сильно похудел. По сравнению с "Джиро", у меня сейчас разница четыре - пять килограммов. Сейчас я намного легче. И я специально готовился к горным этапам.
Фото Vesti.kz©
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама