Казахстан
19 июля 2010 18:50
 

Европа по-азиатски

  Комментарии (1)

Поделиться

Европа по-азиатски Фото с сайта inosmi.ru

Работа Казахстана на посту председателя ОБСЕ увенчалась успехом - страны-участницы организации признали необходимость проведения саммита на высшем уровне. Встреча глав государств впервые за долгие годы пройдет в Астане до конца 2010 года. Точную дату мероприятия согласует постоянный совет организации, а также подготовит все необходимые политические документы.

За реформу

Решение о проведении саммита было принято на неформальной встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ в Алматы. На первый план в ходе встречи вышло обсуждение ситуации в Киргизии, которую потрясли сразу две волны беспорядков и острейший политический кризис, едва не ставший причиной гражданской войны. Однако заявление о проведении саммита на высшем уровне, прозвучавшее под занавес совещания, эксперты оценивают как более важный итог работы министров. С этим согласились и участники совещания. "Уверен, что предстоящая встреча в верхах представит план по строительству подлинной единой Европы. Понятно, что не все зависит от ОБСЕ, но она может внести весомый вклад в эту поистине общеевропейскую задачу", - отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Мы много говорим о повышении действенности ОБСЕ. Осуществление наших обязательств, а не создание формальных структур - вот что сможет повысить жизнеспособность европейского сообщества в сфере безопасности", - сказал посол США в ОБСЕ Иан Келли. Как отметил глава внешнеполитического ведомства Турции Ахмет Давитоглу, "для того чтобы наш диалог принес конкретный результат, необходимо придать новый импульс". "Это исторический шанс, который означает, что нам нужно действовать со стратегической ответственностью. И если мы не используем эту уникальную возможность, это будет нашей исторической неудачей", - подчеркнул госсекретарь МИД Словакии Милан Жезовица.

Чем богаты, тем и рады

О реформе ОБСЕ говорят уже давно, однако дальше констаттации необходимости модернизировать организацию дело как-то не шло. Изначально крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, задумывалась как инструмент обеспечения мира в Европе во времена "холодной войны". Заключенные в 1975 году Хельсинкские соглашения, которые включают договоренности в международно-правовой, военно-политической, экономической и гуманитарной сферах, составили основу функционирования ОБСЕ. Однако со временем организация превратилась в неповоротливую бюрократизированную машину, существенно убавившую в авторитете на международной арене, функции которой в большинстве случаев сводились к банальному наблюдению за "правильностью" выборов в странах СНГ. Первая попытка освежить "гиганта" международного сотрудничества состоялась в 1992 году. В Хельсинки был принят документ "Вызов времени перемен", предполагавший превращение тогда еще СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) из форума политического диалога в трансрегиональную организацию, которая бы занималась поддержанием военно-политической стабильности "от Ванкувера до Владивостока". Тогда организация получила довольно широкие полномочия и возможности урегулирования локальных и региональных конфликтов. Однако наиболее острый внутрисистемный кризис организации произошел в 1996 году. Тогда на заседании СМИД ОБСЕ Лавров заявил, что Россия рассматривает возможность выхода из организации, если та не перенесет акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Сейчас средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации представлены тремя так называемыми "корзинами": политико-военное измерение, экономическое и экологическое измерение и человеческое измерение, куда входит защита прав человека, мониторинг выборов и развитие демократических институтов. При этом все государства-участники обладают в организации равным статусом, а решения принимаются исключительно на условии консенсуса. Даже вето одной страны приводит к отказу от принятия того или иного решения. В этом кроется загвоздка - консенсуса 56 государств, входящих в состав ОБСЕ, достигнуть нелегко. Это приводит к затягиванию принятия решений и спекуляциям.

Победа дипломатии

Многие эксперты называют ОБСЕ стагнирующей организацией, не способной в полной мере выполнять заявленные функции. В этом свете многие политологи и эксперты не ожидали от Казахстана во время его председательствования каких-либо значительных подвижек в области реформирования ОБСЕ, несмотря на заявления Астаны. Более того, возникли упреки в сторону нынешнего председателя после апрельских и июньских событий в соседней Киргизии. Так, по словам эксперта Центра восточных исследований в Варшаве Марека Матусяка, Казахстан продемонстрировал свою недееспособность как председатель ОБСЕ. "Когда на юге Киргизии началась резня, Казахстан не смог занять какую-либо позицию, не был в состоянии сделать что-либо. А от него, даже не как от председателя ОБСЕ, ожидалась хоть какая-то реакция, даже самая общая", - отметил эксперт в интервью ИА Regnum. Вместе с тем подобной точки зрения придерживаются далеко не все. Штаб-квартира организации в Вене дала позитивную оценку Казахстану в урегулировании ситуации в соседней Киргизии. Тот факт, что внутренний конфликт не удалось предотвратить до вспышки насилия, многие политологи объясняют давнишней системной слабостью инструментов, при помощи которых ОБСЕ подобные конфликты регулирует. Что опять же дает прямое указание на необходимость реформ. Провести полную "перезагрузку" структур и механизмов работы ОБСЕ, претензии к которым накопились еще более десятилетия назад, за один год невозможно. Однако, и то, что Казахстан занял кресло председателя ОБСЕ несмотря на упреки и возражения, и то, что в Астане состоится исторический, без натяжки, саммит, свидетельствует о некотором смещении центра мировой политики из Европы в Азию.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
1
Работа Казахстана на посту председателя ОБСЕ увенчалась успехом - страны-участницы организации признали необходимость проведения саммита на высшем уровне. Встреча глав государств впервые за долгие годы пройдет в Астане до конца 2010 года. Точную дату мероприятия согласует постоянный совет организации, а также подготовит все необходимые политические документы.

За реформу

Решение о проведении
саммита было принято на неформальной встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ в Алматы. На первый план в ходе встречи вышло обсуждение ситуации в Киргизии, которую потрясли сразу две волны беспорядков и острейший политический кризис, едва не ставший причиной гражданской войны. Однако заявление о проведении саммита на высшем уровне, прозвучавшее под занавес совещания, эксперты оценивают как более важный итог работы министров. С этим согласились и участники совещания. "Уверен, что предстоящая встреча в верхах представит план по строительству подлинной единой Европы. Понятно, что не все зависит от ОБСЕ, но она может внести весомый вклад в эту поистине общеевропейскую задачу", - отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Мы много говорим о повышении действенности ОБСЕ. Осуществление наших обязательств, а не создание формальных структур - вот что сможет повысить жизнеспособность европейского сообщества в сфере безопасности", - сказал посол США в ОБСЕ Иан Келли. Как отметил глава внешнеполитического ведомства Турции Ахмет Давитоглу, "для того чтобы наш диалог принес конкретный результат, необходимо придать новый импульс". "Это исторический шанс, который означает, что нам нужно действовать со стратегической ответственностью. И если мы не используем эту уникальную возможность, это будет нашей исторической неудачей", - подчеркнул госсекретарь МИД Словакии Милан Жезовица.

Чем богаты, тем и рады

О реформе ОБСЕ говорят уже давно, однако дальше констаттации необходимости модернизировать организацию дело как-то не шло. Изначально крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, задумывалась как инструмент обеспечения мира в Европе во времена "холодной войны". Заключенные в 1975 году Хельсинкские соглашения, которые включают договоренности в международно-правовой, военно-политической, экономической и гуманитарной сферах, составили основу функционирования ОБСЕ. Однако со временем организация превратилась в неповоротливую бюрократизированную машину, существенно убавившую в авторитете на международной арене, функции которой в большинстве случаев сводились к банальному наблюдению за "правильностью" выборов в странах СНГ. Первая попытка освежить "гиганта" международного сотрудничества состоялась в 1992 году. В Хельсинки был принят документ "Вызов времени перемен", предполагавший превращение тогда еще СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) из форума политического диалога в трансрегиональную организацию, которая бы занималась поддержанием военно-политической стабильности "от Ванкувера до Владивостока". Тогда организация получила довольно широкие полномочия и возможности урегулирования локальных и региональных конфликтов. Однако наиболее острый внутрисистемный кризис организации произошел в 1996 году. Тогда на заседании СМИД ОБСЕ Лавров заявил, что Россия рассматривает возможность выхода из организации, если та не перенесет акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Сейчас средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации представлены тремя так называемыми "корзинами": политико-военное измерение, экономическое и экологическое измерение и человеческое измерение, куда входит защита прав человека, мониторинг выборов и развитие демократических институтов. При этом все государства-участники обладают в организации равным статусом, а решения принимаются исключительно на условии консенсуса. Даже вето одной страны приводит к отказу от принятия того или иного решения. В этом кроется загвоздка - консенсуса 56 государств, входящих в состав ОБСЕ, достигнуть нелегко. Это приводит к затягиванию принятия решений и спекуляциям.

Победа дипломатии

Многие эксперты называют ОБСЕ стагнирующей организацией, не способной в полной мере выполнять заявленные функции. В этом свете многие политологи и эксперты не ожидали от Казахстана во время его председательствования каких-либо значительных подвижек в области реформирования ОБСЕ, несмотря на заявления Астаны. Более того, возникли упреки в сторону нынешнего председателя после апрельских и июньских событий в соседней Киргизии. Так, по словам эксперта Центра восточных исследований в Варшаве Марека Матусяка, Казахстан продемонстрировал свою недееспособность как председатель ОБСЕ. "Когда на юге Киргизии началась резня, Казахстан не смог занять какую-либо позицию, не был в состоянии сделать что-либо. А от него, даже не как от председателя ОБСЕ, ожидалась хоть какая-то реакция, даже самая общая", - отметил эксперт в интервью ИА Regnum. Вместе с тем подобной точки зрения придерживаются далеко не все. Штаб-квартира организации в Вене дала позитивную оценку Казахстану в урегулировании ситуации в соседней Киргизии. Тот факт, что внутренний конфликт не удалось предотвратить до вспышки насилия, многие политологи объясняют давнишней системной слабостью инструментов, при помощи которых ОБСЕ подобные конфликты регулирует. Что опять же дает прямое указание на необходимость реформ. Провести полную "перезагрузку" структур и механизмов работы ОБСЕ, претензии к которым накопились еще более десятилетия назад, за один год невозможно. Однако, и то, что Казахстан занял кресло председателя ОБСЕ несмотря на упреки и возражения, и то, что в Астане состоится исторический, без натяжки, саммит, свидетельствует о некотором смещении центра мировой политики из Европы в Азию.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!