Интервью
18 апреля 2012 13:17
 

Юрий Хен: Я свой главный матч еще не сыграл

  Комментарии (1)

Поделиться

Юрий Хен: Я свой главный матч еще не сыграл

Поделиться
1

Не один десяток лет он проработал в «Кайрате», будучи очевидцем его взлетов и падений.

На днях мы вновь пережили те годы, которые он отдал футболу, сравнивая его с прошлым.

— Юрий Николаевич, вам так и не удалось в 70-е годы поиграть в «Кайрате», хотя мальчишкой, наверное, мечтали об этом?
— В те годы «Кайрат» был единственной командой из тогдашней столицы республики, выступающей в высшей лиге советского футбола. И наше поколение, увлекавшееся игрой № 1, бредило этой командой. Но я всегда был реалистом и не рвался попасть в состав главной дружины республики. Хотя играл и в зональных, и в финальных соревнованиях республиканского турнира «Золотой колос». Выступал за совхоз Томаровского Алма-Атинской области. Мне повезло, что осознанную жизнь прожил в футболе. И много лет отдал легендарной команде. Уже в 1973 году стал работать методистом в СДЮШОР ФК «Кайрат». Помню, как школьник перед экзаменами переживал, когда шел на собеседование в отдел футбола Министерства спорта. Попытали, но напутствие дали: работать честно и плодотворно. Помню, многие тогда говорили, что мне повезло. Это я понял и сам, когда приступил к своим обязанностям. Было большой честью работать вместе с такими выдающимися игроками легендарной команды, как Анатолий Федотов, Юрий Мусин, Тимур Сегизбаев. Благодаря им познакомился со многими выдающимися спортивными личностями. Это учебное заведение вместе с другими являлось кузницей кадров для Алма-Аты. Сегодня, считаю, уровню такой подготовки соответствует только академия «Кайрат», которая продолжает готовить кадры на всю страну. Есть еще СДЮШОР № 2. Но на современном этапе, а это надо отметить, мы шагнули далеко вперед. Во всех командах премьер-лиги и даже в коллективах первой лиги есть школы, где готовят юных футболистов с 6–7 лет. И это радует. По-новому сегодня работает федерация. Однозначно перспектива уже стучится в наши двери.

— Сколько лет вы проработали в кайратовской школе?
— Если не считать год, который я прослужил в армии, получается без малого двадцать лет. Был заместителем директора, директором. Тимур Сегизбаев уехал в Республику Йемен работать по контракту. Меня назначили руководителем. Но через три года вежливо попросили написать заявление. Причину нашли вескую: дело в том, что я не был коммунистом. Партийная система действовала жестко. Смотрели даже на национальность. И я снова стал замом. Но в 1994 году по счастливой случайности оказался в команде «Кайрат» в качестве администратора. Но задержался здесь ненадолго. Перевелся в Ассоциацию футбола начальником сборных команд. Работа очень трудная, но в то же время интересная. Не только свои прямые обязанности выполняешь, но и с тренерами переживаешь за результаты подопечных кайратовцев. Футбольная целина во всех отношениях. Во-первых, мы начинали самостоятельную деятельность. Значит, все делалось впервые. Были и ошибки, и новые открытия. Во-вторых, имелся определенный творческий интерес. Мы задавались одним и тем же вопросом: каков же уровень нашего футбола? Наверное, во всех видах специалисты думали об этом. Мы радовались успехам легкоатлетов, гимнастов, борцов, боксеров, которые завоевывали медали на мировых первенствах и континентальных состязаниях. Мечтали, что настанет день, когда и у нас пойдут результаты.

— До сих пор мечтаем?!
— Мечтать не вредно. Но ростки, заложенные вчера, уже взошли и обязательно созреют для больших побед. Я всегда говорил и буду говорить: без веры, без настойчивости в любом виде спорта делать нечего.

— Если сопоставить с тем временем, уровень нынешнего футбола выше или ниже?
— Это два разных государства на разных полюсах. И вот почему. Тогда мы были в Азиатской конфедерации. Советская школа подготовки футболистов давала нам преимущество над другими государствами Азии. Помните «Кайрат», который в советское время одной левой обыгрывал такие страны, как Вьетнам, Лаос и другие. Даже африканцев. Сегодня это сделать сложно по той причине, что весь мир подтянулся к определенному общему уровню. И даже то, что мы в Европе, никакого преимущества не дает. Азиатский футбол сделал за короткое время большой прогресс. Но выражу, наверное, мнение многих: мы в недавнем прошлом имели шанс и могли попасть на Олимпиаду, обыграй в Японии команду этой страны. А наша «молодежка» в конце девяностых единственная на постсоветском пространстве пробилась на чемпионат мира. У руля этих коллективов стояли Серик Бердалин и Владимир Фомичев. Посчастливилось мне поработать также с Азатом Нильдебаевым (он тренировал юношескую сборную) и Сергеем Гороховодацким (олимпийская сборная). Это было интересное, но трудное время.

— Самые счастливые мгновения в вашей спортивной биографии?
— Когда с «Кайратом» выигрывал Кубок страны (2003) и чемпионат республики (2004). Тогда я понял, что такое спортивное счастье. Такие успехи окрыляют, человеку работается легко. После этого я себя вне футбола уже не представлял.

— Поэтому в вашей трудовой книжке есть записи о том, что трудились в качестве спортивного директора, заместителя генерального директора, администратора в таких командах, как «Алма-Ата», «Жетысу», «Локомотив». Где было комфортнее всего?
— Здесь и думать не надо. Конечно, в «Кайрате», в котором я проработал до 2007 года. Я желаю этому клубу процветания и успехов. Благо, сегодня у него кроме акимата есть и учредитель в лице «КазРосГаза». Это солидная компания, которая сможет поднять клуб на новые высоты. В этом я и не сомневаюсь.

— Сегодня вы работаете в Федерации волейбола страны. Не скучаете по футболу?
— Бывает немножко грустно. Но жизнь продолжается. Шестьдесят — еще не потолок. Возможно, я еще не сыграл свой самый главный матч…

Автор: Али Коспаев

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!