Хоккей
8 мая 2009 14:19
 

Хоккей и немцы / Хоккей

  Комментарии

Поделиться

Хоккей и немцы / Хоккей

Хоккей и немцы
Хоккей в Казахстане имеет давние традиции. Усть-каменогорская, карагандинская, темиртауская, павлодарская школы хоккея с шайбой воспитали немало спортсменов, которые позже выступали на самом высоком уровне. Воспитанники казахстанского хоккея защищали (и защищают) цвета национальных сборных СССР и России, выступали (и выступают) в составах клубов НХЛ.

Немало бывших наших земляков-хоккеистов выбрало в свое время местом проживания и продолжения хоккейной карьеры Германию. И тому были довольно веские причины.

Три волны

«Первой волной» казахстанские спортсмены уезжали nach Faterland в рамках программы возвращения немцев на историческую родину. По большому счету, особых проблем с игровой практикой в советском хоккее они тогда не испытывали. Другое дело — бытовой вопрос. Жизненные условия на «прогнившем» Западе были тогда неизмеримо лучше. Так оказались в Германии братья Андрей и Борис Фукс из Усть-Каменогорска (они, кстати, до сих пор не вешают коньки на гвоздь и в прошедшем сезоне выступали за одну из команд региональной лиги), Александр Энгель, карагандинцы Валерий Константинов, Эдуард Зам, Владимир Квапп, Александр Генце и многие другие.

«Вторая волна» была гораздо многочисленнее и больше напоминала цунами. После развала СССР ситуация с хоккеем в Казахстане складывалась нерадостная. Команды расформировывались, детские тренеры уезжали в соседнюю Россию. В Германию тогда отправились все, кто более-менее мог стоять на коньках и держать в руках клюшку. Многие из них так и не поднялись выше уровня любительских команд, другие, как, например, карагандинцы Борис Бланк или Виталий Ааб, «доигрались» до уровня национальной сборной Германии. Немало молодых воспитанников хоккейных школ Караганды и Темиртау оказались тогда на исторической родине посредством известного в хоккейном мире Караганды Константина Беккера. Раньше он был директором карагандинской ДЮСШ хоккея, а после переезда на постоянное место жительства в Германию начал работать с юношеской командой города Вильхельмсхафен и пропустил через нее не один десяток казахстанских хоккеистов. О том периоде так вспоминает сегодня Виталий Ааб:

— Лет в 14–15 я и ещё два пацана, один из моего дома — Андрей Науман, другой 1978 года рождения — Александр Руш, отправились в Германию. Все это нам организовал Константин Беккер — он был в свое время директором детской хоккейной школы в Караганде, а к тому времени жил уже на исторической родине. Все трое мы были по национальности немцами и все равно рано или поздно переехали бы в Германию на постоянное место жительства, поэтому он пригласил нас поиграть за юношескую команду города Вильхельмсхафен. Отношение к приехавшим карагандинцам там было очень хорошее. Нам троим снимали двухкомнатную квартиру, кормили по-домашнему — приходила женщина, тоже из русских немцев, и готовила. Нас определили в школу, чтобы учили язык, так как мы ни слова не понимали по-немецки. В общем, все было нормально. Даже денег немного давали на карманные расходы. Правда, играли мы тогда в Германии не на самом высоком уровне, а в одном из низших дивизионов, так как в немецком хоккее были в то время такие правила, что в командах элитного турнира чемпионата страны нельзя было иметь больше двух иностранцев в составе. В итоге мы почти все поединки выигрывали, бывало, забрасывали соперникам больше тридцати шайб за игру. По окончании хоккейного сезона вернулись домой. В 16 лет я даже успел сыграть одну игру за основной состав карагандинского «Строителя». А в 1996 году мы с семьей — я, мой брат, мама и её муж — переехали в Германию уже на постоянное место жительства. Там я сразу отправился в Вильхельмсхафен и начал выступать за команду EC Wilhelmshaven-Stickhausen в возрасте до 21 года.

Особняком стоят те, кто уезжал в Германию на ПМЖ вместе с родителями совсем ещё детьми, успев получить в Казахстане только первые уроки своего хоккейного образования или и вовсе не получив их — карагандинец Дмитрий Кочнев, к примеру, или энхаэловец Роберт Дитрих, родившийся в маленьком городке Орджоникидзе Костанайской области. Вот как рассказывает о том, как оказался в Германии, московский спартаковец Кочнев:

— В хоккей я начал играть совсем маленьким — в 5 лет. Наша семья тогда ещё жила в Караганде, где была команда «Автомобилист», игравшая в первой лиге чемпионата СССР. Так что хоккеем в городе серьезно интересовались. С 3 класса я начал заниматься в специализированной школе. Правда, продлилось это обучение всего полтора года. Наша семья отправилась на постоянное жительство в Германию в 1992 году, хотя могла сделать это ещё раньше. Просто работа у родителей была хорошая, поэтому решились на отъезд не сразу. Многие тогда срывались, поскольку Советский Союз распался, а время было неспокойное. Наши родственники со стороны мамы уехали ещё раньше. Родня по отцовской линии — русские. Многие поехали в Россию, а кто-то тоже отправился в Германию. В Казахстане остались только бабушка и дедушка с папиной стороны, но и они перебрались в Петропавловск. Наша семья приехала в Германию в марте, когда сезон как раз закончился, и через полгода я с братом уже снова играли в хоккей. Недалеко от Франкфурта есть клуб Bad Nauheim, выступающий во второй лиге. Мы же, естественно, играли за юниорскую команду.

День сегодняшний

Только в высшем дивизионе DEL, второй бундеслиге и оберлиге, не считая различных любительских лиг немецкого хоккейного чемпионата, в завершившемся сезоне выступали делавшие первые шаги на льду в Караганде братья Борис, Захар и Виталий Бланк, Михаэль и Игорь Филобок, Виталий Ааб, Александр Дюк, Александр Генце, Рудольф Горгенлендер, Виталий Янке из Темиртау, Виктор Бекк из Усть-Каменогорска… И это далеко не полный список. К тому же, немало наших бывших земляков играли в разное время в различных сборных командах своей новой родины. Так, стражи ворот национальной сборной Германии тезки экс-карагандинец Дмитрий Кочнев и воспитанник усть-каменогорской школы хоккея Дмитрий Патцольд провели этот сезон в российских клубах — московском «Спартаке» и подмосковном «Витязе» соответственно. Выбор наставников сборной Германии в пользу экс-казахстанцев при определении стражей своих ворот, надо думать, не был случайным — достаточно вспомнить, что в Казахстане были воспитаны такие известные сегодня действующие голкиперы, как Евгений Набоков, Виталий Еремеев, Виталий Колесник, Вадим Тарасов и многие другие.

— В юниорских командах, различных сборных трудится много тренеров, в том числе и канадские специалисты, — рассказывает Дмитрий Кочнев. — Немецкие школы в данном направлении работают по канадской методике. Да и по стилю хоккей в Германии очень похож на американский — все так же очень много бросают. Не хочу обидеть русскую или чешскую школы, но если посмотреть на НХЛ, то там лучшие вратари — преимущественно канадцы.

Мне самому хотелось попробовать себя в Северной Америке. И такая возможность у меня была в 20 лет. Но в Германии хоккей не самый плохой, лига достаточно сильная. Если честно, то тогда для меня смысла ехать за океан и снова пробиваться с самого низа не было. Да и не поступало хорошего предложения, после которого я мог бы сказать, что у меня появится настоящий шанс попасть в команду НХЛ. Не был я готов к таким переменам в 20 лет.

Не думаю, что существует такая уж большая разница в уровне российского хоккея и немецкого. В сезоне-2007/2008, например, моя команда Nürnberg Ice Tigers играла с четырьмя сильнейшими чешскими командами, которые находятся на верхних позициях в Экстралиге — «Славией», «Спартой», «Карловы Вары» и «Ческе Будеевице». В четырех матчах мы одержали три победы. Так что я не думаю, что наш чемпионат слабый. В Германии играет очень много легионеров. У меня в Nürnberg Ice Tigers была защита, в которой три человека провели под 500 матчей в НХЛ. И по тренировкам я большой разницы не заметил. Да, есть отличия в том, как игроки катаются и бросают. «Спартак» в целом побыстрее и лучше катается, чем Nürnberg. В то же время у моей бывшей команды есть несколько защитников с большим опытом НХЛ. И я сомневаюсь, что «Спартак» легко выиграл бы у Nürnberg Ice Tigers. Средний уровень в чемпионате Германии хороший.

Борис Бланк, форвард Krefeld Penguins:

— Больше всего, как ни странно, меня поразило в Германии отсутствие дисциплины. В Казахстане нам с самого детства внушали, что только тяжелой работой можно достичь успеха, тренер настраивал нас на профессиональный спорт. В Германии к хоккею относятся иначе.

Хоккеистов, постигавших азы игры в Казахстане, во всем мире — сотни, а может, и тысячи. Если бы мы сохранили их для нашей сборной, казахстанцы, быть может, боролись бы даже за медали чемпионата мира…

Автор: Александр Стрельников
Источник: Капитал (gazetakapital.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Хоккей и немцы
Хоккей в Казахстане имеет давние традиции. Усть-каменогорская, карагандинская, темиртауская, павлодарская школы хоккея с шайбой воспитали немало спортсменов, которые позже выступали на самом высоком уровне. Воспитанники казахстанского хоккея защищали (и защищают) цвета национальных сборных СССР и России, выступали (и выступают) в составах клубов НХЛ.

Немало бывших наших земляков-хоккеистов выбрало в свое время местом проживания и продолжения хоккейной карьеры Германию. И тому были довольно веские причины.

Три волны

«Первой волной» казахстанские спортсмены уезжали nach Faterland в рамках программы возвращения немцев на историческую родину. По большому счету, особых проблем с игровой практикой в советском хоккее они тогда не испытывали. Другое дело — бытовой вопрос. Жизненные условия на «прогнившем» Западе были тогда неизмеримо лучше. Так оказались в Германии братья Андрей и Борис Фукс из Усть-Каменогорска (они, кстати, до сих пор не вешают коньки на гвоздь и в прошедшем сезоне выступали за одну из команд региональной лиги), Александр Энгель, карагандинцы Валерий Константинов, Эдуард Зам, Владимир Квапп, Александр Генце и многие другие.

«Вторая волна» была гораздо многочисленнее и больше напоминала цунами. После развала СССР ситуация с хоккеем в Казахстане складывалась нерадостная. Команды расформировывались, детские тренеры уезжали в соседнюю Россию. В Германию тогда отправились все, кто более-менее мог стоять на коньках и держать в руках клюшку. Многие из них так и не поднялись выше уровня любительских команд, другие, как, например, карагандинцы Борис Бланк или Виталий Ааб, «доигрались» до уровня национальной сборной Германии. Немало молодых воспитанников хоккейных школ Караганды и Темиртау оказались тогда на исторической родине посредством известного в хоккейном мире Караганды Константина Беккера. Раньше он был директором карагандинской ДЮСШ хоккея, а после переезда на постоянное место жительства в Германию начал работать с юношеской командой города Вильхельмсхафен и пропустил через нее не один десяток казахстанских хоккеистов. О том периоде так вспоминает сегодня Виталий Ааб:

— Лет в 14–15 я и ещё два пацана, один из моего дома — Андрей Науман, другой 1978 года рождения — Александр Руш, отправились в Германию. Все это нам организовал Константин Беккер — он был в свое время директором детской хоккейной школы в Караганде, а к тому времени жил уже на исторической родине. Все трое мы были по национальности немцами и все равно рано или поздно переехали бы в Германию на постоянное место жительства, поэтому он пригласил нас поиграть за юношескую команду города Вильхельмсхафен. Отношение к приехавшим карагандинцам там было очень хорошее. Нам троим снимали двухкомнатную квартиру, кормили по-домашнему — приходила женщина, тоже из русских немцев, и готовила. Нас определили в школу, чтобы учили язык, так как мы ни слова не понимали по-немецки. В общем, все было нормально. Даже денег немного давали на карманные расходы. Правда, играли мы тогда в Германии не на самом высоком уровне, а в одном из низших дивизионов, так как в немецком хоккее были в то время такие правила, что в командах элитного турнира чемпионата страны нельзя было иметь больше двух иностранцев в составе. В итоге мы почти все поединки выигрывали, бывало, забрасывали соперникам больше тридцати шайб за игру. По окончании хоккейного сезона вернулись домой. В 16 лет я даже успел сыграть одну игру за основной состав карагандинского «Строителя». А в 1996 году мы с семьей — я, мой брат, мама и её муж — переехали в Германию уже на постоянное место жительства. Там я сразу отправился в Вильхельмсхафен и начал выступать за команду EC Wilhelmshaven-Stickhausen в возрасте до 21 года.

Особняком стоят те, кто уезжал в Германию на ПМЖ вместе с родителями совсем ещё детьми, успев получить в Казахстане только первые уроки своего хоккейного образования или и вовсе не получив их — карагандинец Дмитрий Кочнев, к примеру, или энхаэловец Роберт Дитрих, родившийся в маленьком городке Орджоникидзе Костанайской области. Вот как рассказывает о том, как оказался в Германии, московский спартаковец Кочнев:

— В хоккей я начал играть совсем маленьким — в 5 лет. Наша семья тогда ещё жила в Караганде, где была команда «Автомобилист», игравшая в первой лиге чемпионата СССР. Так что хоккеем в городе серьезно интересовались. С 3 класса я начал заниматься в специализированной школе. Правда, продлилось это обучение всего полтора года. Наша семья отправилась на постоянное жительство в Германию в 1992 году, хотя могла сделать это ещё раньше. Просто работа у родителей была хорошая, поэтому решились на отъезд не сразу. Многие тогда срывались, поскольку Советский Союз распался, а время было неспокойное. Наши родственники со стороны мамы уехали ещё раньше. Родня по отцовской линии — русские. Многие поехали в Россию, а кто-то тоже отправился в Германию. В Казахстане остались только бабушка и дедушка с папиной стороны, но и они перебрались в Петропавловск. Наша семья приехала в Германию в марте, когда сезон как раз закончился, и через полгода я с братом уже снова играли в хоккей. Недалеко от Франкфурта есть клуб Bad Nauheim, выступающий во второй лиге. Мы же, естественно, играли за юниорскую команду.

День сегодняшний

Только в высшем дивизионе DEL, второй бундеслиге и оберлиге, не считая различных любительских лиг немецкого хоккейного чемпионата, в завершившемся сезоне выступали делавшие первые шаги на льду в Караганде братья Борис, Захар и Виталий Бланк, Михаэль и Игорь Филобок, Виталий Ааб, Александр Дюк, Александр Генце, Рудольф Горгенлендер, Виталий Янке из Темиртау, Виктор Бекк из Усть-Каменогорска… И это далеко не полный список. К тому же, немало наших бывших земляков играли в разное время в различных сборных командах своей новой родины. Так, стражи ворот национальной сборной Германии тезки экс-карагандинец Дмитрий Кочнев и воспитанник усть-каменогорской школы хоккея Дмитрий Патцольд провели этот сезон в российских клубах — московском «Спартаке» и подмосковном «Витязе» соответственно. Выбор наставников сборной Германии в пользу экс-казахстанцев при определении стражей своих ворот, надо думать, не был случайным — достаточно вспомнить, что в Казахстане были воспитаны такие известные сегодня действующие голкиперы, как Евгений Набоков, Виталий Еремеев, Виталий Колесник, Вадим Тарасов и многие другие.

— В юниорских командах, различных сборных трудится много тренеров, в том числе и канадские специалисты, — рассказывает Дмитрий Кочнев. — Немецкие школы в данном направлении работают по канадской методике. Да и по стилю хоккей в Германии очень похож на американский — все так же очень много бросают. Не хочу обидеть русскую или чешскую школы, но если посмотреть на НХЛ, то там лучшие вратари — преимущественно канадцы.

Мне самому хотелось попробовать себя в Северной Америке. И такая возможность у меня была в 20 лет. Но в Германии хоккей не самый плохой, лига достаточно сильная. Если честно, то тогда для меня смысла ехать за океан и снова пробиваться с самого низа не было. Да и не поступало хорошего предложения, после которого я мог бы сказать, что у меня появится настоящий шанс попасть в команду НХЛ. Не был я готов к таким переменам в 20 лет.

Не думаю, что существует такая уж большая разница в уровне российского хоккея и немецкого. В сезоне-2007/2008, например, моя команда Nürnberg Ice Tigers играла с четырьмя сильнейшими чешскими командами, которые находятся на верхних позициях в Экстралиге — «Славией», «Спартой», «Карловы Вары» и «Ческе Будеевице». В четырех матчах мы одержали три победы. Так что я не думаю, что наш чемпионат слабый. В Германии играет очень много легионеров. У меня в Nürnberg Ice Tigers была защита, в которой три человека провели под 500 матчей в НХЛ. И по тренировкам я большой разницы не заметил. Да, есть отличия в том, как игроки катаются и бросают. «Спартак» в целом побыстрее и лучше катается, чем Nürnberg. В то же время у моей бывшей команды есть несколько защитников с большим опытом НХЛ. И я сомневаюсь, что «Спартак» легко выиграл бы у Nürnberg Ice Tigers. Средний уровень в чемпионате Германии хороший.

Борис Бланк, форвард Krefeld Penguins:

— Больше всего, как ни странно, меня поразило в Германии отсутствие дисциплины. В Казахстане нам с самого детства внушали, что только тяжелой работой можно достичь успеха, тренер настраивал нас на профессиональный спорт. В Германии к хоккею относятся иначе.

Хоккеистов, постигавших азы игры в Казахстане, во всем мире — сотни, а может, и тысячи. Если бы мы сохранили их для нашей сборной, казахстанцы, быть может, боролись бы даже за медали чемпионата мира…

Автор: Александр Стрельников
Источник: Капитал (gazetakapital.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!