Футбол
28 октября 2008 12:10
 

Скромный труженик футбольного мяча

  Комментарии

Поделиться

Скромный труженик футбольного мяча

Скромный труженик футбольного мяча

В Павлодаре Чевелев провел практически всю свою карьеру

Поделиться
Скромный труженик футбольного мяча

В Павлодаре Чевелев провел практически всю свою карьеру

 
Недавно исполнилось 60 лет Евгению Петровичу Чевелеву, в прошлом известному казахстанскому футболисту и тренеру, через школу которого прошли немало игроков, ставших затем заметными фигурами в отечественном футболе.

Коренной алмаатинец, ровно 40 лет назад оказавшийся в рядах павлодарского «Иртыша», он отдал этому клубу около трех десятков лет, сначала как игрок, а впоследствии как администратор, тренер, начальник команды, наставник дубля. Увидев его впервые на поле именно в том, уже очень далеком 1968 году я был поражен его удивительному хладнокровию, корректности и в то же время — надежности в игре, ведь было ему всего 20 лет. Позже, познакомившись с Евгением Петровичем, уже завершившим свою игровую карьеру, убедился, что он и в жизни такой же — интеллигент с футбольным прошлым и настоящим, не теряющий самообладания даже в самые напряженные моменты матча. Невозможно представить себе Петровича, в отличие от некоторых тренеров, бегающим вдоль бровки и кричащим что-то своим подопечным, судьям или картинно апеллирующим к болельщикам.

Как полагается, в «юбилейном» интервью первыми вопросами были те, с какими обращаются к футбольным истокам юбиляра: как все начиналось, как пришел в футбол, кто привел и так далее…

— Я обычный алмаатинский мальчишка 50-х годов, — вспоминает Евгений Петрович. — Жили мы неподалеку от нынешнего Центрального стадиона, которого тогда ещё не было. Так что я с друзьями успел полазить по тем кирпичам и блокам, из которых он и был построен. Как и все мальчишки того времени, любил футбол, мы тогда играли — двор на двор, класс на класс, школа на школу, улица на улицу. В классе пятом стал заниматься футболом уже серьезно, в спортивной школе. Моим первым тренером стал Виктор Степанович Грачев. Постепенно переходя из одной возрастной категории в другую, играл в различных турнирах, входил в состав юношеских сборных Казахстана, принимал участие в популярнейших тогда всесоюзных турнирах «Юность» и «Надежда», Всесоюзной спартакиаде школьников. Как-то мне даже объявили, что я теперь кандидат в сборную Союза, вызова из которой я, правда, так и не дождался. В 1966 году был приглашен в кайратовский дубль, в том же году окончил среднюю школу и поступил в институт физкультуры — КазГИФК. В дубле провел два сезона, а перед сезоном 1968 года Виктор Григорьевич Верет-
нов, человек, которомуя многим обязан в своей футбольной судьбе, пригласил меня в павлодарский «Иртыш».

— Однако, войдя по итогам того сезона в список 33-х лучших футболистов казахстанской зоны класса Б под номером один с амплуа «правый центральный защитник», вы были возвращены в «Кайрат»…
— Да, но вновь большую часть времени играл в дубле. В основе дебютировал летом, причем сразу в «Лужниках», где мы на удивление многим со счетом 2:0 обыграли именитое в ту пору московское «Торпедо», в рядах которого в тот день играли Валерий Воронин, Вадим Никонов, Эдуард Стрельцов, Михаил Гершкович, нынешний наставник «Мегаспорта» Владимир Гулямхайдаров.

— В Павлодаре тогда у болельщиков в ходу была не то быль, не то байка, якобы Стрельцов по окончании матча сказал в ваш адрес: «Мне этот пацан весь кислород перекрыл. По рукам и ногам связал!» Было, не было?
— Не помню, не могу подтвердить, — и здесь Петрович остался верен своему хорошему воспитанию, другой бы, как говорится, наплел до небес, а он — не помню, может, и было…

— Но Стрельцова опекал. Потом ещё дважды против него играл, когда он в Кзыл-Орду приезжал со сборной ветеранов. А после того матча с «Торпедо» я в высшей лиге сыграл только три игры — в Москве с «Локомотивом» и две против ереванского «Арарата». После чего травмировался и в основе уже не играл, хотя и находился в команде, застал и возглавившего «Кайрат» в начале 1970 года знаменитого Сан Саныча Севидова. Положение мое в команде было неопределенным, а тут Веретнов позвал обратно в Павлодар, так что сезоны 1970 и 1971 годов я отыграл уже там. В том же 1971-м окончил институт, и уже свои виды на меня стал иметь… военкомат, мол, пора и в армию. «Трактор» в тот год вылетел из второй лиги, и тут опять мои пути пересеклись с Веретновым, работавшим уже в кзылординском «Автомобилисте», и в котором армейские проблемы футболистов решались, так сказать, без отрыва от футбола. В Кзыл-Орде я провел шесть сезонов, где и завершил карьеру действующего игрока в 29 лет. В 1976-м получил тяжелую травму, надо было делать операцию, которая неизвестно чем могла закончиться. В последний свой сезон уже не постоянно играл, так — месяц играл, месяц лечился. Понял, что пора уходить. Тем более у меня родился второй сын, а семья жила в Павлодаре. Я решил не испытывать судьбу и закончил играть в футбол на профессиональном уровне.

— Оглядываясь назад, вспомните, с кем из партнеров по обороне у вас складывалось наилучшее взаимопонимание, у кого вы учились, с кем было, скажем так, удобнее играть?
— Наибольшее влияние на меня оказали кайратовские защитники 60-х годов — Станислав Каминский, Вадим Степанов, Анатолий Федотов и другие. К слову, в их адрес могу сказать только положительное, ко мне относились хорошо, без всякой «дедовщины». Может быть, потому что видели, что я серьезно отношусь к делу. Немалую часть карьеры я провел, взаимодействуя с Василием Цыпкуном. Мы начинали ещё в дубле «Кайрата», затем выступали в павлодарском «Тракторе», после чего вместе играли в кзылординском «Автомобилисте», позже переименованном в «Орбиту».

— А кого из вратарей, выступавших с вами в одной команде, можете выделить?
— Безусловно, сильнейший из них кайратовец Владимир Лисицын, только я с ним почти не играл. Он выступал за основу, я — в дубле. Из других же… Очень надежными были вратари кзылординской «Орбиты» Витаутас Буянаускас и Умар Джиоев, хотя и играли они в не самой сильной команде.

— Чем занялись после того, как поставили точку в карьере игрока?
— Стал работать тренером в знаменитом в те годы колхозе «30 лет Казахстана», что в Успенском районе Павлодарской области. Колхоз-миллионер, которым руководил Герой социалистического труда Яков Геринг, был известен на весь Советский Союз. Деньги там выделялись на спорт немалые, но работа на селе
имеет свою специфику. Там круглый год — битва за урожай, все подчинено ему. А уж только когда все сделано на производстве и в личном хозяйстве, тогда и спортом можно заняться. Мы участвовали в районных, областных, республиканских соревнованиях, в популярном в те годы «Золотом колосе». Три года я там отработал. А перед началом 1981 года, когда павлодарский «Трактор» вернулся в первую союзную лигу, я приступил к работе с возрожденным дублем. Потом три года был администратором «Трактора», вторым тренером, начальником команды. После некоторого перерыва снова был вторым, а когда в середине 1995 года команду покинул Владимир Чеботарев, весь второй круг исполнял обязанности главного тренера. После этого снова работал помощником вернувшегося в Павлодар Веретнова. В 1998 году помогал в Экибастузе Линчевскому, а в 1999-м стал главным тренером «Батыра», но в ходе сезона 2000 года команду содержать в Экибастузе стало не на что, и её расформировали. Я вернулся в Павлодар и с 2001 года «Иртыш» уже не покидал, менялось лишь название моей должности, от «тренера дублирующего состава» до «главного тренера фарм-клуба», то есть «Иртыша-2». В 2002 году стали победителями турнира дублеров, в 2005-м уже в ранге фарм-клуба -бронзовыми призерами зоны «Северо-Восток» первой лиги. После реорганизации фарм-клубов я снова отвечаю за дубль, но фактически это одна и та же работа. Радует то, что сейчас в основе «Иртыша» немало наших собственных воспитанников, каждый год из них двое-трое переходят в основной состав. В этом-то я и вижу главное предназначение дубля, а не в занятых местах.

— А были ли среди ваших подопечных такие футболисты, которые могли бы добиться гораздо большего, не реализовали свой потенциал?
— Ну конечно, и первым из них вспоминается Сергей Носков. Парень уже к 19 годам забил в высшей лиге два десятка мячей, а в 22 — футбол для него уже закончился. Денис Малинин, дебютировавший в основе в неполные 16. Но его рано сманили в Москву, а он там по большому счету так и не заиграл, затерялся где-то во второй лиге.

— Ну и, напоследок, пару слов о своей семье…
— С женой, Тамарой Иннокентьевной, мы вместе уже 38 лет. Двое сыновей у нас, давно уже взрослые, внучка есть, ещё ждем.

— С юбилеем вас, и удачи во всем.
— Спасибо.
 

 
Автор: Александр ПРАСОЛЕНКО
Источник: "PROСПОРТ Казахстан"
 

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!