Знакомство с новым спортивным директором команды «Астана» / Велоспорт
Команда «Астана» назначила нового спортивного директора. Им стал Дмитрий Седун. Пытливые поклонники казахстанской команды с сайта astanafans.com, сегодня предлагают познокомиться с этим человеком поближе.
— Дмитрий, у тебя очень интересная судьба, тебя можно назвать «велогонщик мира» — ты представитель разных государств и гонялся за разные сборные, в свое время это были Казахстан и Россия… расскажи о том времени, когда ты был велогонщиком.
— Это были старые, добрые времена. Я из села Мерке, Джамбульской области. За сборную команду Казахстана начал выступать с юношей. Дорос до сборной юниоров Советского Союза, нас там было трое из Казахстана — я, Кульбаев Талгат и Александр Шефер. Потом, когда перешли в «мужики», была первая в Советском Союзе коммерческая команда «Хром». Которую создал Н. А. Проскурин. Дальше Советский Союз распался, Казахстан не имел никаких контактов и выходов на Европу. Гонщик не мог подписать профессиональный контракт, а время поджимало. В 1992 году мы были первые, кто поехал на Чемпионат Азии и стали первыми Чемпионами Азии в истории казахстанского велоспорта, это были Александр Надобенко, Сергей Лаврененко, Вадим Кравченко и я. Мы завоевали серебро на треке и золото на шоссе. В 1993 году я выиграл этап на Туре Словении, был лидером. Затем уехал в Россию и выступал за Москву и, конечно, за национальную сборную. Стал Чемпионом России, в тот год выиграл кучу гонок, многодневок и однодневок. В 1995 году перешел в профессионалы и выступал за команду первого дивизиона «РосЛотто», в составе которой были такие гонщики, как Петр Угрюмов, Дмитрий Конышев, Паоло Савольделли, Маурицио Фондриест. 1996 год, был очень прогрессивным и ярким для меня. Много раз впереди заезжал, отобрался на Олимпийские Игры, но меня не взяли, сказали, что с визой проблемы. К сожалению, «РосЛотто» в 1997 году прекратила своё существование, спонсор развалился, все помнят, был крупный скандал. После полуторагодовалой паузы опять начал гоняться. В 2001 году, решил закончить карьеру велогонщика. Этому поспособствовал тот факт, что у моей будущей жены, велосипедистки Николь Брэндли, карьера пошла в гору, я был её тренером.
— Наши читатели будут очень удивлены, узнав о твоих тренерских успехах, расскажи подробнее.
— Так скажем, в тренеры я попал чисто случайно, хотя диплом тренера конечно имею. В борьбе за существование, после закрытия команды «РосЛотто» меня пригласили на пару гонок, помочь в женской итальяно-литовской команде «Аcca due o lorena». Так в моей жизни начали смешиваться пути — велогонщика и тренера. Это был колоссальный опыт, ведь я не думал работать тренером в женском велоспорте. Более того, я всегда был против женского велоспорта. Тогда я должен был решать свою дальнейшую судьбу — оставаться в Европе или возвращаться в Казахстан или Россию, заниматься там бизнесом, в то время это было небезопасно. Я был тренером короткий период, но он был довольно таки интенсивным. Моя подруга Зульфия Забирова, которую мы готовили с Владимиром Ревой, выиграла Олимпийские Игры, была серебряным призером на Чемпионате мира. Диана Желюте, у которой я был спортивным директором, выиграла Чемпионат мира в Валкенбурге. Тренировал свою будущую жену Николь Брэндли, в те годы она выиграла три Джиро ди Италия, была второй на Тур де Франс, три раза была второй на Чемпионате Мира. Девчонки из команды «Аcca due o lorena» у меня выиграли Тур де Франс (Эдита Пучинскайте), Чемпионат Мира и Кубок Мира в один год. В это же время меня подписала Бразильская вело-федерация, была у них такая велогонщица Жанильдес Фернандес де Сильва, для них были важны Пан-Американские игры, под них меня и подписали. Она заняла второе место, уступив на финише меньше сантиметра. Я также работал и с юношами. К этому времени многие мои девчонки разбежались кто куда, и я работал с молодым швейцарцем Стефан Трафале и россиянином Алексеем Марковым. Он занимался у великого тренера Кузнецова и в год, когда он решил начать самостоятельно гонять гонки, попросил меня помогать ему с тренировками. С того времени, вплоть до прошлого года, я помогал ему тренировочными программами. В прошлом году на Олимпиаде он завоевал бронзовую медаль.
— Велоспорт для тебя не закончился и по сей день, ты знаешь о внутреннем мире велоспорта поболее многих — от механика до тренера, знаний тебе не занимать. Несколько лет ты был механиком в Астане. Ты действительно так любишь железки или считаешь, что профессионал должен пройти все ступени по так называемой лестнице велоспорта.
— Вообще я считаю так — настоящий мужчина должен уметь делать всё, работать и головой, и руками. Я никогда не стеснялся любой работы. Когда я был велогонщиком, для меня не было проблемой «покрутить гайки» на своем велосипеде и помочь в этом кому-то ещё. Когда я был в женской команде тренером, бюджет у нас был маленький, и мы не могли себе позволить профессионального механика. Днем я был тренером, а вечерами был механиком. Перед ответственными стартами до двух-трех часов ночи «крутил гайки», сам настраивал велосипеды, чтобы потом ничего не случилось с ними во время гонки. Я знаю, как прочувствовать велосипед в гонке, сам гонял, поэтому я хорошо понимаю, что нужно делать с велосипедом.
— УСИ запустило программу подготовки и квалификации спортивных директоров, ты будешь в ней принимать участие? Что ты можешь сказать об этой программе?
— Я думаю, что если УСИ запустила эту программу, то на следующий год, скорее всего, придется принять участие в ней. Потому что с УСИ лучше не спорить. И к тому же я готов повышать свою квалификацию, я не против поехать на курсы и недельку поучиться. Век живи, век учись.
— Дмитрий, стоит ли у тебя в перспективе стать менеджером? Велогонщик, механик, тренер…. пожалуй, менеджер — это логичное завершение карьерного роста в велоспорте. У тебя огромный опыт, ты знаешь 5 языков, практически в совершенстве. Через несколько лет вполне мог бы стать у руля команды, что ты на это скажешь?
— Я готов встать у руля команды, если это команда будет моей идеей. Если говорить о команде Астана, то здесь я доволен тем, что имею на сегодня. Поработать тренером с молодыми гонщиками. К тому же проект Астаны начался с хорошей идеи Д. К. Ахметова и А. Винокурова. Поэтому было бы
логично, если по завершении карьеры велогонщика, у руля команды встанет Винокуров. Но об этом ещё говорить рано, потому что сейчас все усилия будут приложены для реализации его амбиций, как гонщика. А если говорить вообще о какой-нибудь команде, конечно, «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом», но к этому нужно прийти. Стал спортивным директором, чтобы стать менеджером, необходимо ещё стать главным спортивным директором. Ещё необходимо быть очень хорошим руководителем. Для этого должны пройти года и нужно набраться хорошего опыта. Время и труд все перетрут.
— Итак, Дмитрий Седун — спортивный директор Астаны-2010. Есть уже какие-то проекты и планы на будущий сезон, какие гонки ты собираешься проехать в новом качестве?
— Пока что это ещё не обсуждалось. В ближайшие встречи будут составляться планы на гонки, по гонщикам, там же будут распределяться спортивные директора по гонкам — кто с кем и куда поедет.
— Наши читатели часто задаются вопросами о внутренней жизни команды и велогонщиков. Например, какова роль спортивного директора в команде, что входит в твои обязанности?
— Спортивные директора программируют сезон, т. е. составляют календарь гонщикам по гонкам, сборам, тренировкам. Решают проблемы с техническими спонсорами, это переговоры о сотрудничестве. Решают вопросы с экипировкой. Самая главная роль спортивного директора, безусловно, это участие в гонках — это контакт с гонщиками, тактика гонки, необходимо быстро принимать решения, чувствовать и понимать состояние гонщиков. Именно спортивный директор несет ответственность за состав команды и происходящее на гонке. Если говорить не о гонках-то в его обязанности входит постоянный контакт с гонщиками, необходимо знать о самочувствии и настроении.
— Думаю, раньше тренера были более близкими людьми для спортсменов, вполне можно было считать их старшими братьями или отцами. Ведь столько времени проводи вместе. Как ты считаешь?
— Я так скажу, хороший спортивный директор должен уметь найти контакт с гонщиком. Это не должно быть каким-то панибратством, а именно отношения, построенные на уважении и доверии. Для меня это главное — иметь доверие гонщика и по возможности доверять ему, хотя не всегда
бывает все гладко.
— Сравнивая времена, когда ты сам был велосипедистом, с настоящим, как ты считаешь, нынешние ребята такие же, как твое поколение? Есть ли разница и в чем?
— Не хотелось бы говорить о нашей молодежи негативно, естественно мы разные. Тогда были другие рамки, у нас были другие ценности. Нынешняя молодежь более разбалованная, образно говоря, они больше видят, больше имеют. Советский Союз был закрытой страной, и мы гоняли не из-за денег, мы гоняли за идею, радовались грамотам больше, чем сейчас, когда выигрываешь деньги. Потом уже, когда стали взрослее, поняли, что идеей сыт не будешь. И тогда уже появилось стремление перейти в профессионалы. Сегодняшних гонщиков я бы уже разделял по личностям, т.е есть гонщики целеустремленные, но феноменов рождается мало. Поэтому будем стараться эти таланты найти и раскрыть их.
— Первый сбор Астаны, что там будет происходить?
— В первую очередь это медицинское обследование, разные тесты. Гонщики должны быть здоровыми! Будем беседовать с каждым на тему их сезона — что к чему, зачем, тренировочные планы и так далее. Ну и естественно технические моменты — замеры для изготовления формы, велосипедов и так далее.
— А как же развлекательная программа. После тяжелого сезона необходимо расслабиться, да и знакомство в легкой непринужденной обстановке всегда проходит легче. Например, в команде «Саксо-Банк» очень популярны так называемые «лагеря выживания». Наша казахстанская степь, чем не экстремальный отдых?
— У нас сейчас тяжелый переходный период, очень много работы, необходимо очень многое решить и мы не сможем позволить себе устроить что-то подобное. Но в перспективе, когда все встанет на налаженные рельсы, почему бы нет, можно будет подумать о таком зимнем сборе, где-нибудь
в наших казахстанских степях. Пусть это будет не так мощно, как у Саксо-Банка, но не менее впечатляюще.
— Каким ты находишь состав команды Астана-2010.
— В принципе команда уже укомплектована неплохо. Возможно, купим ещё несколько гонщиков, пока работаем над этим. Если говорили, что у нас ушли самые сильные гонщики, которые были очень важны Контадору для победы, то я так не считаю. Почему, да потому что, кто следил за гонками, те видели, что многие большие лидеры работу для Контадора не делали. Они сидели с ним вместе, рядышком, и по большому счету играли свою карту. Считаю, что Контадор, с уходом некоторых гонщиков в Радиошак, ничего не потерял. Может, в процентном отношении громких имен, команда и потеряла что то, но теперь команда будет сконцентрирована на своем лидере, может быть это будет плюсом, а не минусом. Лучше иметь в команде гонщика на несколько процентов слабее, но он будет под тебя работать, а не ждать, когда у тебя начнется кризис.
— Дмитрий, с тобой можно очень много и увлеченно беседовать. Ты интересный и приятный человек. У нас впереди ещё много встреч и бесед.
Благодарим за это небольшое знакомство с тобой и желаем успехов в спорте!
Источник: Astana Cycling Team
— Дмитрий, у тебя очень интересная судьба, тебя можно назвать «велогонщик мира» — ты представитель разных государств и гонялся за разные сборные, в свое время это были Казахстан и Россия… расскажи о том времени, когда ты был велогонщиком.
— Это были старые, добрые времена. Я из села Мерке, Джамбульской области. За сборную команду Казахстана начал выступать с юношей. Дорос до сборной юниоров Советского Союза, нас там было трое из Казахстана — я, Кульбаев Талгат и Александр Шефер. Потом, когда перешли в «мужики», была первая в Советском Союзе коммерческая команда «Хром». Которую создал Н. А. Проскурин. Дальше Советский Союз распался, Казахстан не имел никаких контактов и выходов на Европу. Гонщик не мог подписать профессиональный контракт, а время поджимало. В 1992 году мы были первые, кто поехал на Чемпионат Азии и стали первыми Чемпионами Азии в истории казахстанского велоспорта, это были Александр Надобенко, Сергей Лаврененко, Вадим Кравченко и я. Мы завоевали серебро на треке и золото на шоссе. В 1993 году я выиграл этап на Туре Словении, был лидером. Затем уехал в Россию и выступал за Москву и, конечно, за национальную сборную. Стал Чемпионом России, в тот год выиграл кучу гонок, многодневок и однодневок. В 1995 году перешел в профессионалы и выступал за команду первого дивизиона «РосЛотто», в составе которой были такие гонщики, как Петр Угрюмов, Дмитрий Конышев, Паоло Савольделли, Маурицио Фондриест. 1996 год, был очень прогрессивным и ярким для меня. Много раз впереди заезжал, отобрался на Олимпийские Игры, но меня не взяли, сказали, что с визой проблемы. К сожалению, «РосЛотто» в 1997 году прекратила своё существование, спонсор развалился, все помнят, был крупный скандал. После полуторагодовалой паузы опять начал гоняться. В 2001 году, решил закончить карьеру велогонщика. Этому поспособствовал тот факт, что у моей будущей жены, велосипедистки Николь Брэндли, карьера пошла в гору, я был её тренером.
— Наши читатели будут очень удивлены, узнав о твоих тренерских успехах, расскажи подробнее.
— Так скажем, в тренеры я попал чисто случайно, хотя диплом тренера конечно имею. В борьбе за существование, после закрытия команды «РосЛотто» меня пригласили на пару гонок, помочь в женской итальяно-литовской команде «Аcca due o lorena». Так в моей жизни начали смешиваться пути — велогонщика и тренера. Это был колоссальный опыт, ведь я не думал работать тренером в женском велоспорте. Более того, я всегда был против женского велоспорта. Тогда я должен был решать свою дальнейшую судьбу — оставаться в Европе или возвращаться в Казахстан или Россию, заниматься там бизнесом, в то время это было небезопасно. Я был тренером короткий период, но он был довольно таки интенсивным. Моя подруга Зульфия Забирова, которую мы готовили с Владимиром Ревой, выиграла Олимпийские Игры, была серебряным призером на Чемпионате мира. Диана Желюте, у которой я был спортивным директором, выиграла Чемпионат мира в Валкенбурге. Тренировал свою будущую жену Николь Брэндли, в те годы она выиграла три Джиро ди Италия, была второй на Тур де Франс, три раза была второй на Чемпионате Мира. Девчонки из команды «Аcca due o lorena» у меня выиграли Тур де Франс (Эдита Пучинскайте), Чемпионат Мира и Кубок Мира в один год. В это же время меня подписала Бразильская вело-федерация, была у них такая велогонщица Жанильдес Фернандес де Сильва, для них были важны Пан-Американские игры, под них меня и подписали. Она заняла второе место, уступив на финише меньше сантиметра. Я также работал и с юношами. К этому времени многие мои девчонки разбежались кто куда, и я работал с молодым швейцарцем Стефан Трафале и россиянином Алексеем Марковым. Он занимался у великого тренера Кузнецова и в год, когда он решил начать самостоятельно гонять гонки, попросил меня помогать ему с тренировками. С того времени, вплоть до прошлого года, я помогал ему тренировочными программами. В прошлом году на Олимпиаде он завоевал бронзовую медаль.
— Велоспорт для тебя не закончился и по сей день, ты знаешь о внутреннем мире велоспорта поболее многих — от механика до тренера, знаний тебе не занимать. Несколько лет ты был механиком в Астане. Ты действительно так любишь железки или считаешь, что профессионал должен пройти все ступени по так называемой лестнице велоспорта.
— Вообще я считаю так — настоящий мужчина должен уметь делать всё, работать и головой, и руками. Я никогда не стеснялся любой работы. Когда я был велогонщиком, для меня не было проблемой «покрутить гайки» на своем велосипеде и помочь в этом кому-то ещё. Когда я был в женской команде тренером, бюджет у нас был маленький, и мы не могли себе позволить профессионального механика. Днем я был тренером, а вечерами был механиком. Перед ответственными стартами до двух-трех часов ночи «крутил гайки», сам настраивал велосипеды, чтобы потом ничего не случилось с ними во время гонки. Я знаю, как прочувствовать велосипед в гонке, сам гонял, поэтому я хорошо понимаю, что нужно делать с велосипедом.
— УСИ запустило программу подготовки и квалификации спортивных директоров, ты будешь в ней принимать участие? Что ты можешь сказать об этой программе?
— Я думаю, что если УСИ запустила эту программу, то на следующий год, скорее всего, придется принять участие в ней. Потому что с УСИ лучше не спорить. И к тому же я готов повышать свою квалификацию, я не против поехать на курсы и недельку поучиться. Век живи, век учись.
— Дмитрий, стоит ли у тебя в перспективе стать менеджером? Велогонщик, механик, тренер…. пожалуй, менеджер — это логичное завершение карьерного роста в велоспорте. У тебя огромный опыт, ты знаешь 5 языков, практически в совершенстве. Через несколько лет вполне мог бы стать у руля команды, что ты на это скажешь?
— Я готов встать у руля команды, если это команда будет моей идеей. Если говорить о команде Астана, то здесь я доволен тем, что имею на сегодня. Поработать тренером с молодыми гонщиками. К тому же проект Астаны начался с хорошей идеи Д. К. Ахметова и А. Винокурова. Поэтому было бы
логично, если по завершении карьеры велогонщика, у руля команды встанет Винокуров. Но об этом ещё говорить рано, потому что сейчас все усилия будут приложены для реализации его амбиций, как гонщика. А если говорить вообще о какой-нибудь команде, конечно, «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом», но к этому нужно прийти. Стал спортивным директором, чтобы стать менеджером, необходимо ещё стать главным спортивным директором. Ещё необходимо быть очень хорошим руководителем. Для этого должны пройти года и нужно набраться хорошего опыта. Время и труд все перетрут.
— Итак, Дмитрий Седун — спортивный директор Астаны-2010. Есть уже какие-то проекты и планы на будущий сезон, какие гонки ты собираешься проехать в новом качестве?
— Пока что это ещё не обсуждалось. В ближайшие встречи будут составляться планы на гонки, по гонщикам, там же будут распределяться спортивные директора по гонкам — кто с кем и куда поедет.
— Наши читатели часто задаются вопросами о внутренней жизни команды и велогонщиков. Например, какова роль спортивного директора в команде, что входит в твои обязанности?
— Спортивные директора программируют сезон, т. е. составляют календарь гонщикам по гонкам, сборам, тренировкам. Решают проблемы с техническими спонсорами, это переговоры о сотрудничестве. Решают вопросы с экипировкой. Самая главная роль спортивного директора, безусловно, это участие в гонках — это контакт с гонщиками, тактика гонки, необходимо быстро принимать решения, чувствовать и понимать состояние гонщиков. Именно спортивный директор несет ответственность за состав команды и происходящее на гонке. Если говорить не о гонках-то в его обязанности входит постоянный контакт с гонщиками, необходимо знать о самочувствии и настроении.
— Думаю, раньше тренера были более близкими людьми для спортсменов, вполне можно было считать их старшими братьями или отцами. Ведь столько времени проводи вместе. Как ты считаешь?
— Я так скажу, хороший спортивный директор должен уметь найти контакт с гонщиком. Это не должно быть каким-то панибратством, а именно отношения, построенные на уважении и доверии. Для меня это главное — иметь доверие гонщика и по возможности доверять ему, хотя не всегда
бывает все гладко.
— Сравнивая времена, когда ты сам был велосипедистом, с настоящим, как ты считаешь, нынешние ребята такие же, как твое поколение? Есть ли разница и в чем?
— Не хотелось бы говорить о нашей молодежи негативно, естественно мы разные. Тогда были другие рамки, у нас были другие ценности. Нынешняя молодежь более разбалованная, образно говоря, они больше видят, больше имеют. Советский Союз был закрытой страной, и мы гоняли не из-за денег, мы гоняли за идею, радовались грамотам больше, чем сейчас, когда выигрываешь деньги. Потом уже, когда стали взрослее, поняли, что идеей сыт не будешь. И тогда уже появилось стремление перейти в профессионалы. Сегодняшних гонщиков я бы уже разделял по личностям, т.е есть гонщики целеустремленные, но феноменов рождается мало. Поэтому будем стараться эти таланты найти и раскрыть их.
— Первый сбор Астаны, что там будет происходить?
— В первую очередь это медицинское обследование, разные тесты. Гонщики должны быть здоровыми! Будем беседовать с каждым на тему их сезона — что к чему, зачем, тренировочные планы и так далее. Ну и естественно технические моменты — замеры для изготовления формы, велосипедов и так далее.
— А как же развлекательная программа. После тяжелого сезона необходимо расслабиться, да и знакомство в легкой непринужденной обстановке всегда проходит легче. Например, в команде «Саксо-Банк» очень популярны так называемые «лагеря выживания». Наша казахстанская степь, чем не экстремальный отдых?
— У нас сейчас тяжелый переходный период, очень много работы, необходимо очень многое решить и мы не сможем позволить себе устроить что-то подобное. Но в перспективе, когда все встанет на налаженные рельсы, почему бы нет, можно будет подумать о таком зимнем сборе, где-нибудь
в наших казахстанских степях. Пусть это будет не так мощно, как у Саксо-Банка, но не менее впечатляюще.
— Каким ты находишь состав команды Астана-2010.
— В принципе команда уже укомплектована неплохо. Возможно, купим ещё несколько гонщиков, пока работаем над этим. Если говорили, что у нас ушли самые сильные гонщики, которые были очень важны Контадору для победы, то я так не считаю. Почему, да потому что, кто следил за гонками, те видели, что многие большие лидеры работу для Контадора не делали. Они сидели с ним вместе, рядышком, и по большому счету играли свою карту. Считаю, что Контадор, с уходом некоторых гонщиков в Радиошак, ничего не потерял. Может, в процентном отношении громких имен, команда и потеряла что то, но теперь команда будет сконцентрирована на своем лидере, может быть это будет плюсом, а не минусом. Лучше иметь в команде гонщика на несколько процентов слабее, но он будет под тебя работать, а не ждать, когда у тебя начнется кризис.
— Дмитрий, с тобой можно очень много и увлеченно беседовать. Ты интересный и приятный человек. У нас впереди ещё много встреч и бесед.
Благодарим за это небольшое знакомство с тобой и желаем успехов в спорте!
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Команда «Астана» назначила нового спортивного директора. Им стал Дмитрий Седун. Пытливые поклонники казахстанской команды с сайта astanafans.com, сегодня предлагают познокомиться с этим человеком поближе.
— Дмитрий, у тебя очень интересная судьба, тебя можно назвать «велогонщик мира» — ты представитель разных государств и гонялся за разные сборные, в свое время это были Казахстан и Россия… расскажи о том времени, когда ты был велогонщиком.
— Это были старые, добрые времена. Я из села Мерке, Джамбульской области. За сборную команду Казахстана начал выступать с юношей. Дорос до сборной юниоров Советского Союза, нас там было трое из Казахстана — я, Кульбаев Талгат и Александр Шефер. Потом, когда перешли в «мужики», была первая в Советском Союзе коммерческая команда «Хром». Которую создал Н. А. Проскурин. Дальше Советский Союз распался, Казахстан не имел никаких контактов и выходов на Европу. Гонщик не мог подписать профессиональный контракт, а время поджимало. В 1992 году мы были первые, кто поехал на Чемпионат Азии и стали первыми Чемпионами Азии в истории казахстанского велоспорта, это были Александр Надобенко, Сергей Лаврененко, Вадим Кравченко и я. Мы завоевали серебро на треке и золото на шоссе. В 1993 году я выиграл этап на Туре Словении, был лидером. Затем уехал в Россию и выступал за Москву и, конечно, за национальную сборную. Стал Чемпионом России, в тот год выиграл кучу гонок, многодневок и однодневок. В 1995 году перешел в профессионалы и выступал за команду первого дивизиона «РосЛотто», в составе которой были такие гонщики, как Петр Угрюмов, Дмитрий Конышев, Паоло Савольделли, Маурицио Фондриест. 1996 год, был очень прогрессивным и ярким для меня. Много раз впереди заезжал, отобрался на Олимпийские Игры, но меня не взяли, сказали, что с визой проблемы. К сожалению, «РосЛотто» в 1997 году прекратила своё существование, спонсор развалился, все помнят, был крупный скандал. После полуторагодовалой паузы опять начал гоняться. В 2001 году, решил закончить карьеру велогонщика. Этому поспособствовал тот факт, что у моей будущей жены, велосипедистки Николь Брэндли, карьера пошла в гору, я был её тренером.
— Наши читатели будут очень удивлены, узнав о твоих тренерских успехах, расскажи подробнее.
— Так скажем, в тренеры я попал чисто случайно, хотя диплом тренера конечно имею. В борьбе за существование, после закрытия команды «РосЛотто» меня пригласили на пару гонок, помочь в женской итальяно-литовской команде «Аcca due o lorena». Так в моей жизни начали смешиваться пути — велогонщика и тренера. Это был колоссальный опыт, ведь я не думал работать тренером в женском велоспорте. Более того, я всегда был против женского велоспорта. Тогда я должен был решать свою дальнейшую судьбу — оставаться в Европе или возвращаться в Казахстан или Россию, заниматься там бизнесом, в то время это было небезопасно. Я был тренером короткий период, но он был довольно таки интенсивным. Моя подруга Зульфия Забирова, которую мы готовили с Владимиром Ревой, выиграла Олимпийские Игры, была серебряным призером на Чемпионате мира. Диана Желюте, у которой я был спортивным директором, выиграла Чемпионат мира в Валкенбурге. Тренировал свою будущую жену Николь Брэндли, в те годы она выиграла три Джиро ди Италия, была второй на Тур де Франс, три раза была второй на Чемпионате Мира. Девчонки из команды «Аcca due o lorena» у меня выиграли Тур де Франс (Эдита Пучинскайте), Чемпионат Мира и Кубок Мира в один год. В это же время меня подписала Бразильская вело-федерация, была у них такая велогонщица Жанильдес Фернандес де Сильва, для них были важны Пан-Американские игры, под них меня и подписали. Она заняла второе место, уступив на финише меньше сантиметра. Я также работал и с юношами. К этому времени многие мои девчонки разбежались кто куда, и я работал с молодым швейцарцем Стефан Трафале и россиянином Алексеем Марковым. Он занимался у великого тренера Кузнецова и в год, когда он решил начать самостоятельно гонять гонки, попросил меня помогать ему с тренировками. С того времени, вплоть до прошлого года, я помогал ему тренировочными программами. В прошлом году на Олимпиаде он завоевал бронзовую медаль.
— Велоспорт для тебя не закончился и по сей день, ты знаешь о внутреннем мире велоспорта поболее многих — от механика до тренера, знаний тебе не занимать. Несколько лет ты был механиком в Астане. Ты действительно так любишь железки или считаешь, что профессионал должен пройти все ступени по так называемой лестнице велоспорта.
— Вообще я считаю так — настоящий мужчина должен уметь делать всё, работать и головой, и руками. Я никогда не стеснялся любой работы. Когда я был велогонщиком, для меня не было проблемой «покрутить гайки» на своем велосипеде и помочь в этом кому-то ещё. Когда я был в женской команде тренером, бюджет у нас был маленький, и мы не могли себе позволить профессионального механика. Днем я был тренером, а вечерами был механиком. Перед ответственными стартами до двух-трех часов ночи «крутил гайки», сам настраивал велосипеды, чтобы потом ничего не случилось с ними во время гонки. Я знаю, как прочувствовать велосипед в гонке, сам гонял, поэтому я хорошо понимаю, что нужно делать с велосипедом.
— УСИ запустило программу подготовки и квалификации спортивных директоров, ты будешь в ней принимать участие? Что ты можешь сказать об этой программе?
— Я думаю, что если УСИ запустила эту программу, то на следующий год, скорее всего, придется принять участие в ней. Потому что с УСИ лучше не спорить. И к тому же я готов повышать свою квалификацию, я не против поехать на курсы и недельку поучиться. Век живи, век учись.
— Дмитрий, стоит ли у тебя в перспективе стать менеджером? Велогонщик, механик, тренер…. пожалуй, менеджер — это логичное завершение карьерного роста в велоспорте. У тебя огромный опыт, ты знаешь 5 языков, практически в совершенстве. Через несколько лет вполне мог бы стать у руля команды, что ты на это скажешь?
— Я готов встать у руля команды, если это команда будет моей идеей. Если говорить о команде Астана, то здесь я доволен тем, что имею на сегодня. Поработать тренером с молодыми гонщиками. К тому же проект Астаны начался с хорошей идеи Д. К. Ахметова и А. Винокурова. Поэтому было бы
логично, если по завершении карьеры велогонщика, у руля команды встанет Винокуров. Но об этом ещё говорить рано, потому что сейчас все усилия будут приложены для реализации его амбиций, как гонщика. А если говорить вообще о какой-нибудь команде, конечно, «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом», но к этому нужно прийти. Стал спортивным директором, чтобы стать менеджером, необходимо ещё стать главным спортивным директором. Ещё необходимо быть очень хорошим руководителем. Для этого должны пройти года и нужно набраться хорошего опыта. Время и труд все перетрут.
— Итак, Дмитрий Седун — спортивный директор Астаны-2010. Есть уже какие-то проекты и планы на будущий сезон, какие гонки ты собираешься проехать в новом качестве?
— Пока что это ещё не обсуждалось. В ближайшие встречи будут составляться планы на гонки, по гонщикам, там же будут распределяться спортивные директора по гонкам — кто с кем и куда поедет.
— Наши читатели часто задаются вопросами о внутренней жизни команды и велогонщиков. Например, какова роль спортивного директора в команде, что входит в твои обязанности?
— Спортивные директора программируют сезон, т. е. составляют календарь гонщикам по гонкам, сборам, тренировкам. Решают проблемы с техническими спонсорами, это переговоры о сотрудничестве. Решают вопросы с экипировкой. Самая главная роль спортивного директора, безусловно, это участие в гонках — это контакт с гонщиками, тактика гонки, необходимо быстро принимать решения, чувствовать и понимать состояние гонщиков. Именно спортивный директор несет ответственность за состав команды и происходящее на гонке. Если говорить не о гонках-то в его обязанности входит постоянный контакт с гонщиками, необходимо знать о самочувствии и настроении.
— Думаю, раньше тренера были более близкими людьми для спортсменов, вполне можно было считать их старшими братьями или отцами. Ведь столько времени проводи вместе. Как ты считаешь?
— Я так скажу, хороший спортивный директор должен уметь найти контакт с гонщиком. Это не должно быть каким-то панибратством, а именно отношения, построенные на уважении и доверии. Для меня это главное — иметь доверие гонщика и по возможности доверять ему, хотя не всегда
бывает все гладко.
— Сравнивая времена, когда ты сам был велосипедистом, с настоящим, как ты считаешь, нынешние ребята такие же, как твое поколение? Есть ли разница и в чем?
— Не хотелось бы говорить о нашей молодежи негативно, естественно мы разные. Тогда были другие рамки, у нас были другие ценности. Нынешняя молодежь более разбалованная, образно говоря, они больше видят, больше имеют. Советский Союз был закрытой страной, и мы гоняли не из-за денег, мы гоняли за идею, радовались грамотам больше, чем сейчас, когда выигрываешь деньги. Потом уже, когда стали взрослее, поняли, что идеей сыт не будешь. И тогда уже появилось стремление перейти в профессионалы. Сегодняшних гонщиков я бы уже разделял по личностям, т.е есть гонщики целеустремленные, но феноменов рождается мало. Поэтому будем стараться эти таланты найти и раскрыть их.
— Первый сбор Астаны, что там будет происходить?
— В первую очередь это медицинское обследование, разные тесты. Гонщики должны быть здоровыми! Будем беседовать с каждым на тему их сезона — что к чему, зачем, тренировочные планы и так далее. Ну и естественно технические моменты — замеры для изготовления формы, велосипедов и так далее.
— А как же развлекательная программа. После тяжелого сезона необходимо расслабиться, да и знакомство в легкой непринужденной обстановке всегда проходит легче. Например, в команде «Саксо-Банк» очень популярны так называемые «лагеря выживания». Наша казахстанская степь, чем не экстремальный отдых?
— У нас сейчас тяжелый переходный период, очень много работы, необходимо очень многое решить и мы не сможем позволить себе устроить что-то подобное. Но в перспективе, когда все встанет на налаженные рельсы, почему бы нет, можно будет подумать о таком зимнем сборе, где-нибудь
в наших казахстанских степях. Пусть это будет не так мощно, как у Саксо-Банка, но не менее впечатляюще.
— Каким ты находишь состав команды Астана-2010.
— В принципе команда уже укомплектована неплохо. Возможно, купим ещё несколько гонщиков, пока работаем над этим. Если говорили, что у нас ушли самые сильные гонщики, которые были очень важны Контадору для победы, то я так не считаю. Почему, да потому что, кто следил за гонками, те видели, что многие большие лидеры работу для Контадора не делали. Они сидели с ним вместе, рядышком, и по большому счету играли свою карту. Считаю, что Контадор, с уходом некоторых гонщиков в Радиошак, ничего не потерял. Может, в процентном отношении громких имен, команда и потеряла что то, но теперь команда будет сконцентрирована на своем лидере, может быть это будет плюсом, а не минусом. Лучше иметь в команде гонщика на несколько процентов слабее, но он будет под тебя работать, а не ждать, когда у тебя начнется кризис.
— Дмитрий, с тобой можно очень много и увлеченно беседовать. Ты интересный и приятный человек. У нас впереди ещё много встреч и бесед.
Благодарим за это небольшое знакомство с тобой и желаем успехов в спорте!
— Дмитрий, у тебя очень интересная судьба, тебя можно назвать «велогонщик мира» — ты представитель разных государств и гонялся за разные сборные, в свое время это были Казахстан и Россия… расскажи о том времени, когда ты был велогонщиком.
— Это были старые, добрые времена. Я из села Мерке, Джамбульской области. За сборную команду Казахстана начал выступать с юношей. Дорос до сборной юниоров Советского Союза, нас там было трое из Казахстана — я, Кульбаев Талгат и Александр Шефер. Потом, когда перешли в «мужики», была первая в Советском Союзе коммерческая команда «Хром». Которую создал Н. А. Проскурин. Дальше Советский Союз распался, Казахстан не имел никаких контактов и выходов на Европу. Гонщик не мог подписать профессиональный контракт, а время поджимало. В 1992 году мы были первые, кто поехал на Чемпионат Азии и стали первыми Чемпионами Азии в истории казахстанского велоспорта, это были Александр Надобенко, Сергей Лаврененко, Вадим Кравченко и я. Мы завоевали серебро на треке и золото на шоссе. В 1993 году я выиграл этап на Туре Словении, был лидером. Затем уехал в Россию и выступал за Москву и, конечно, за национальную сборную. Стал Чемпионом России, в тот год выиграл кучу гонок, многодневок и однодневок. В 1995 году перешел в профессионалы и выступал за команду первого дивизиона «РосЛотто», в составе которой были такие гонщики, как Петр Угрюмов, Дмитрий Конышев, Паоло Савольделли, Маурицио Фондриест. 1996 год, был очень прогрессивным и ярким для меня. Много раз впереди заезжал, отобрался на Олимпийские Игры, но меня не взяли, сказали, что с визой проблемы. К сожалению, «РосЛотто» в 1997 году прекратила своё существование, спонсор развалился, все помнят, был крупный скандал. После полуторагодовалой паузы опять начал гоняться. В 2001 году, решил закончить карьеру велогонщика. Этому поспособствовал тот факт, что у моей будущей жены, велосипедистки Николь Брэндли, карьера пошла в гору, я был её тренером.
— Наши читатели будут очень удивлены, узнав о твоих тренерских успехах, расскажи подробнее.
— Так скажем, в тренеры я попал чисто случайно, хотя диплом тренера конечно имею. В борьбе за существование, после закрытия команды «РосЛотто» меня пригласили на пару гонок, помочь в женской итальяно-литовской команде «Аcca due o lorena». Так в моей жизни начали смешиваться пути — велогонщика и тренера. Это был колоссальный опыт, ведь я не думал работать тренером в женском велоспорте. Более того, я всегда был против женского велоспорта. Тогда я должен был решать свою дальнейшую судьбу — оставаться в Европе или возвращаться в Казахстан или Россию, заниматься там бизнесом, в то время это было небезопасно. Я был тренером короткий период, но он был довольно таки интенсивным. Моя подруга Зульфия Забирова, которую мы готовили с Владимиром Ревой, выиграла Олимпийские Игры, была серебряным призером на Чемпионате мира. Диана Желюте, у которой я был спортивным директором, выиграла Чемпионат мира в Валкенбурге. Тренировал свою будущую жену Николь Брэндли, в те годы она выиграла три Джиро ди Италия, была второй на Тур де Франс, три раза была второй на Чемпионате Мира. Девчонки из команды «Аcca due o lorena» у меня выиграли Тур де Франс (Эдита Пучинскайте), Чемпионат Мира и Кубок Мира в один год. В это же время меня подписала Бразильская вело-федерация, была у них такая велогонщица Жанильдес Фернандес де Сильва, для них были важны Пан-Американские игры, под них меня и подписали. Она заняла второе место, уступив на финише меньше сантиметра. Я также работал и с юношами. К этому времени многие мои девчонки разбежались кто куда, и я работал с молодым швейцарцем Стефан Трафале и россиянином Алексеем Марковым. Он занимался у великого тренера Кузнецова и в год, когда он решил начать самостоятельно гонять гонки, попросил меня помогать ему с тренировками. С того времени, вплоть до прошлого года, я помогал ему тренировочными программами. В прошлом году на Олимпиаде он завоевал бронзовую медаль.
— Велоспорт для тебя не закончился и по сей день, ты знаешь о внутреннем мире велоспорта поболее многих — от механика до тренера, знаний тебе не занимать. Несколько лет ты был механиком в Астане. Ты действительно так любишь железки или считаешь, что профессионал должен пройти все ступени по так называемой лестнице велоспорта.
— Вообще я считаю так — настоящий мужчина должен уметь делать всё, работать и головой, и руками. Я никогда не стеснялся любой работы. Когда я был велогонщиком, для меня не было проблемой «покрутить гайки» на своем велосипеде и помочь в этом кому-то ещё. Когда я был в женской команде тренером, бюджет у нас был маленький, и мы не могли себе позволить профессионального механика. Днем я был тренером, а вечерами был механиком. Перед ответственными стартами до двух-трех часов ночи «крутил гайки», сам настраивал велосипеды, чтобы потом ничего не случилось с ними во время гонки. Я знаю, как прочувствовать велосипед в гонке, сам гонял, поэтому я хорошо понимаю, что нужно делать с велосипедом.
— УСИ запустило программу подготовки и квалификации спортивных директоров, ты будешь в ней принимать участие? Что ты можешь сказать об этой программе?
— Я думаю, что если УСИ запустила эту программу, то на следующий год, скорее всего, придется принять участие в ней. Потому что с УСИ лучше не спорить. И к тому же я готов повышать свою квалификацию, я не против поехать на курсы и недельку поучиться. Век живи, век учись.
— Дмитрий, стоит ли у тебя в перспективе стать менеджером? Велогонщик, механик, тренер…. пожалуй, менеджер — это логичное завершение карьерного роста в велоспорте. У тебя огромный опыт, ты знаешь 5 языков, практически в совершенстве. Через несколько лет вполне мог бы стать у руля команды, что ты на это скажешь?
— Я готов встать у руля команды, если это команда будет моей идеей. Если говорить о команде Астана, то здесь я доволен тем, что имею на сегодня. Поработать тренером с молодыми гонщиками. К тому же проект Астаны начался с хорошей идеи Д. К. Ахметова и А. Винокурова. Поэтому было бы
логично, если по завершении карьеры велогонщика, у руля команды встанет Винокуров. Но об этом ещё говорить рано, потому что сейчас все усилия будут приложены для реализации его амбиций, как гонщика. А если говорить вообще о какой-нибудь команде, конечно, «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом», но к этому нужно прийти. Стал спортивным директором, чтобы стать менеджером, необходимо ещё стать главным спортивным директором. Ещё необходимо быть очень хорошим руководителем. Для этого должны пройти года и нужно набраться хорошего опыта. Время и труд все перетрут.
— Итак, Дмитрий Седун — спортивный директор Астаны-2010. Есть уже какие-то проекты и планы на будущий сезон, какие гонки ты собираешься проехать в новом качестве?
— Пока что это ещё не обсуждалось. В ближайшие встречи будут составляться планы на гонки, по гонщикам, там же будут распределяться спортивные директора по гонкам — кто с кем и куда поедет.
— Наши читатели часто задаются вопросами о внутренней жизни команды и велогонщиков. Например, какова роль спортивного директора в команде, что входит в твои обязанности?
— Спортивные директора программируют сезон, т. е. составляют календарь гонщикам по гонкам, сборам, тренировкам. Решают проблемы с техническими спонсорами, это переговоры о сотрудничестве. Решают вопросы с экипировкой. Самая главная роль спортивного директора, безусловно, это участие в гонках — это контакт с гонщиками, тактика гонки, необходимо быстро принимать решения, чувствовать и понимать состояние гонщиков. Именно спортивный директор несет ответственность за состав команды и происходящее на гонке. Если говорить не о гонках-то в его обязанности входит постоянный контакт с гонщиками, необходимо знать о самочувствии и настроении.
— Думаю, раньше тренера были более близкими людьми для спортсменов, вполне можно было считать их старшими братьями или отцами. Ведь столько времени проводи вместе. Как ты считаешь?
— Я так скажу, хороший спортивный директор должен уметь найти контакт с гонщиком. Это не должно быть каким-то панибратством, а именно отношения, построенные на уважении и доверии. Для меня это главное — иметь доверие гонщика и по возможности доверять ему, хотя не всегда
бывает все гладко.
— Сравнивая времена, когда ты сам был велосипедистом, с настоящим, как ты считаешь, нынешние ребята такие же, как твое поколение? Есть ли разница и в чем?
— Не хотелось бы говорить о нашей молодежи негативно, естественно мы разные. Тогда были другие рамки, у нас были другие ценности. Нынешняя молодежь более разбалованная, образно говоря, они больше видят, больше имеют. Советский Союз был закрытой страной, и мы гоняли не из-за денег, мы гоняли за идею, радовались грамотам больше, чем сейчас, когда выигрываешь деньги. Потом уже, когда стали взрослее, поняли, что идеей сыт не будешь. И тогда уже появилось стремление перейти в профессионалы. Сегодняшних гонщиков я бы уже разделял по личностям, т.е есть гонщики целеустремленные, но феноменов рождается мало. Поэтому будем стараться эти таланты найти и раскрыть их.
— Первый сбор Астаны, что там будет происходить?
— В первую очередь это медицинское обследование, разные тесты. Гонщики должны быть здоровыми! Будем беседовать с каждым на тему их сезона — что к чему, зачем, тренировочные планы и так далее. Ну и естественно технические моменты — замеры для изготовления формы, велосипедов и так далее.
— А как же развлекательная программа. После тяжелого сезона необходимо расслабиться, да и знакомство в легкой непринужденной обстановке всегда проходит легче. Например, в команде «Саксо-Банк» очень популярны так называемые «лагеря выживания». Наша казахстанская степь, чем не экстремальный отдых?
— У нас сейчас тяжелый переходный период, очень много работы, необходимо очень многое решить и мы не сможем позволить себе устроить что-то подобное. Но в перспективе, когда все встанет на налаженные рельсы, почему бы нет, можно будет подумать о таком зимнем сборе, где-нибудь
в наших казахстанских степях. Пусть это будет не так мощно, как у Саксо-Банка, но не менее впечатляюще.
— Каким ты находишь состав команды Астана-2010.
— В принципе команда уже укомплектована неплохо. Возможно, купим ещё несколько гонщиков, пока работаем над этим. Если говорили, что у нас ушли самые сильные гонщики, которые были очень важны Контадору для победы, то я так не считаю. Почему, да потому что, кто следил за гонками, те видели, что многие большие лидеры работу для Контадора не делали. Они сидели с ним вместе, рядышком, и по большому счету играли свою карту. Считаю, что Контадор, с уходом некоторых гонщиков в Радиошак, ничего не потерял. Может, в процентном отношении громких имен, команда и потеряла что то, но теперь команда будет сконцентрирована на своем лидере, может быть это будет плюсом, а не минусом. Лучше иметь в команде гонщика на несколько процентов слабее, но он будет под тебя работать, а не ждать, когда у тебя начнется кризис.
— Дмитрий, с тобой можно очень много и увлеченно беседовать. Ты интересный и приятный человек. У нас впереди ещё много встреч и бесед.
Благодарим за это небольшое знакомство с тобой и желаем успехов в спорте!
Источник: Astana Cycling Team
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама