Велоспорт
2 июля 2009 09:35
 

«Тур де Франс»: воспоминания и надежды / Велоспорт

  Комментарии

Поделиться

«Тур де Франс»: воспоминания и надежды / Велоспорт

«Тур де Франс»: воспоминания и надежды
4 июля в Монако возьмет старт очередная, уже 96-я по счету, супермногодневка «Тур де Франс». Казахстанская велогруппа «Астана» во второй раз в своей истории примет участие в главной гонке сезона (напомним, что её дебют, который пришелся на 2007 год, был омрачен допинговым скандалом, в результате чего команда была исключена из числа участниц).

Накануне начала «Большой петли» хотелось бы вспомнить историю выступлений на ней гонщиков постсоветских, и прежде всего казахстанских, гонщиков, и порассуждать о шансах главных фаворитов.

Так все начиналось…

«Первооткрывателями» среди советских спортсменов стали три велосипедиста команды «Альфа-Люм» (каждый из которых впоследствии добьется заметных успехов в своей карьере) — россиянин Дмитрий Конышев, узбекский спринтер Джомолоддин Абдужапаров и Петр Угрюмов из Латвии, а также воспитанник знаменитой ленинградской школы велоспорта Вячеслав Екимов (ныне — спортивный директор «Астаны»), который представлял тогда команду «Панасоник». Выше всех в генеральной классификации поднялся Конышев, занявший 25-е место. Такие скромные результаты были вполне объяснимы — ведь в том 1990 году советские велосипедисты впервые попали в мир великих профессиональных супермногодневок (до этого они участвовали в «Велогонках Мира», собиравших гонщиков только социалистических стран). Кроме того, Конышев записал в свой актив победу на 17-м этапе.
В следующей «Большой петле» стартовали уже шесть советских гонщиков, лучшим из которых в генеральной классификации стал Вячеслав Екимов, занявший 42-е место. Но главным достижением представителей СССР стало, конечно же, выступление Абдужапарова, который первым из воспитанников советской школы велоспорта выиграл майку этой супермногодневки — зеленую майку лучшего спринтера. На его счету также были две победы на отдельных этапах (за свою карьеру он в общей сложности выиграл девять этапов «Тур де Франс»), как и у Конышева (победившего на одном из горных этапов и в последний день гонки на Елисейских полях), а ещё одну победу одержал Екимов.

«Большая петля» 1993 года ознаменовалась второй по счету зеленой майкой Абдужапарова, который, представляя уже суверенный Узбекистан, выиграл три этапа, и попаданием украинца Владимира Пульникова в десятку сильнейших в общем зачете. Следующий год стал, наверное, лучшим в истории выступлений постсоветских гонщиков: второе место в генеральной классификации занял латыш Петр Угрюмов (он проиграл только непобедимому на протяжении многих лет испанцу Мигелю Индурайну и «взял» два горных финиша подряд ближе к окончанию «Тура»), а Абдужапаров удостоился уже третьей зеленой майки. Узбекский гонщик одел её после первого же этапа, который стал для него победным, и не снимал в течение всех трех недель «Большой петли», к тому же выиграв ещё и на предпоследнем отрезке многодневки.

Казахстан на «Большой петле»

В 1996-м году в составе команды «Лотто» на этой супермногодневке впервые появился казахстанец — Олег Казлитин. К сожалению, до Парижа он не доехал, сойдя на 11-м этапе. После этого в список участников «Тур де Франс» Казлитин не входил.

Спустя два года, в 1998-м, на старт в столице Ирландии — Дублине (как известно, маршрут «Тур де Франс» не всегда начинается во Франции) вышли Александр Шеффер, нынешний спортивный директор «Астаны», и Андрей Тетерюк, дебютировавший на «Большой петле» годом ранее. Они представляли «Асикс» и «Лотто» соответственно. Если первый до Елисейских полей так и не доехал, то второй занял довольно высокое 20-е место в генеральной классификации, причем в последней «разделке» стал пятым.

В 1999-м, то есть ровно десять лет назад, на «Тур де Франс» дебютировал тогда ещё 26-летний Александр Винокуров, впоследствии ставший самым титулованным велосипедистом в истории Казахстана, — он выступал за «Казино». Уже в прологе он показал довольно хороший результат (7-е время среди всех участников), но в итоговой генеральной классификации стал лишь 35-м, проиграв победителю — Лэнсу Армстронгу (это был первый триумф американца) чуть более часа.

В следующем году Винокуров занял уже 15-е место в общем зачете, а другой наш соотечественник, Андрей Кивилев из «Аж2Р Превойанс», дебютировавший в этой супермногодневке, — 32-е. Но уже в 2001-м Андрей, выступая за «Кофидис», неожиданно для всех стал четвертым (!) в генеральной классификации «Тура», проиграв занявшему третье место испанцу Хосебе Белоки менее минуты. Этот успех ему во многом обеспечил восьмой этап, когда группа отрыва, в которой находился и Кивилев, «привезла» фаворитам более получаса. После этого казахстанец на протяжении долгого времени находился в тройке сильнейших в общем зачете, но последняя гонка с раздельным стартом, к сожалению, оставила его вне подиума. Последний же свой «Тур де Франс», в 2002-м, Кивилев, закончил на 21-м месте (напомним, что он трагически скончался в 29-летнем возрасте после падения во время многодневки «Париж-Ницца» в марте 2003-го).

А Винокуров на лучшей для себя «Большой петле» — в сезоне 2003 года — занял итоговое третье место вслед за великими Лэнсом Армстронгом и Яном Ульрихом, выиграв к тому же один из королевских этапов и став вторым при подъеме на знаменитую вершину Альп д’Уэз (после этого он отставал в генеральной классификации от американца всего лишь на 21 секунду). Руководители команды «Телеком», оставшейся без своего многолетнего капитана Ульриха (он на один сезон перешел в велогруппу «Алессиа-Бианки»), долго не могли определиться с капитаном на эту гонку, однако все же предпочли казахстанца колумбийцу Сантьяго Ботеро, и Винокуров долгое время на равных боролся с признанными лидерами. На последней «разделке» Винокуров занял третье место. Также на счету Александра единственная майка «Тур де Франс», завоеванная гонщиками из Казахстана за всю историю супермногодневки, — майка самого агрессивного гонщика.

Следующую «Большую петлю» Винокуров пропустил из-за травмы плеча, полученной на втором этапе «Тура Швейцарии». В 2005-м он, много отработав на капитана Ульриха, не смог побороться за победу, хотя физические кондиции наверняка позволяли бы ему это сделать (Александр занял лишь пятое место). Можно сказать, что на этом «Тур де Франс» многое было против казахстанских гонщиков. Кроме Винокурова, пострадал и дебютант трехнедельного марафона Андрей Кашечкин, выступавший за «Креди Агриколь». Он на равных боролся с украинцем Ярославом Поповичем (защищающим ныне цвета «Астаны») за белую майку лучшего молодого гонщика, но на одном из этапов его отрядили назад помогать лидеру команды Кристофу Моро, хотя наш соотечественник был в одной из лидирующих групп. Как следствие, в этой номинации Андрей стал лишь вторым. Это был последний «Тур де Франс», на котором два лучших казахстанских многодневщика доехали до финиша.

В следующем, 2006-м, году незадолго до начала французской супермногодневки на базе «Либерти Сегурос — Вюрт» была создана команда «Астана», лидер которой Александр Винокуров считался одним из главных фаворитов. Но в связи с допинговыми скандалами, коснувшимися четверых гонщиков из заявки команды на «Тур», в старте «Астане» было отказано. О том, что произошло с казахстанской командой на «Большой петле» в 2007-м, и о прошлогоднем отказе организаторов допустить её к участию в гонке, напоминать лишний раз, наверное, не стоит — зачем бередить ещё не до конца зажившие раны?

«Астана»: новая эра

К сожалению, не все было гладко и в нынешнем году. В связи с кризисом было приостановлено финансирование казахстанской велогруппы, и её участие в «Тур де Франс» оказалось под угрозой. Но в последний момент все было урегулировано, и лучшая команда в истории французской многодневки (это слова одного из фаворитов предстоящей «Большой петли» австралийца Кэдела Эванса из «Сайленс-Лотто») примет старт в главной гонке сезона. В заявку «Астаны» включены победитель «Тур де Франс-2007 (одновременно ставший лучшим молодым гонщиком), а также триумфатор прошлогодних «Джиро» и «Вуэльты» испанец Альберто Контадор, выигрывавший «Большую петлю» семь раз (больше, чем кто-либо) американец Лэнс Армстронг, его соотечественник Левай Лайфаймер (бронзовый призер 2007-го года), немец Андреас Клоден (двукратный призер), испанец Аймар Зубельдия (трижды попадал в десятку сильнейших), украинец Ярослав Попович (лучший молодой гонщик «Тур де Франс» 2005 года, восьмое место на этой многодневке в 2007-м, бронзовый призер «Джиро д’Италия-2003»), португалец Серджио Паулиньо, швейцарец Грегори Раст и дебютант «Большой петли» казахстанец Дмитрий Муравьев. Наверняка, на роль капитана будут претендовать первые двое (на данный момент сильнее выглядит испанец). Почти все велосипедисты «Астаны» будут конкурентоспособны даже в самых тяжелых горах, а как минимум пятеро из них вполне могли бы быть в десятке сильнейших по итогам многодневки, если бы выступали в разных командах.

Альберто Контадор после «Тура страны басков» (в апреле) два месяца не выступал ни в одной гонке и только лишь в июне стартовал на «Дофинэ Либерэ», где довольно легко занял третье место, особо себя не загружая. На данный момент испанца смело можно назвать лучшим «горняком» пелотона, «разделки» он тоже едет неплохо, хотя до недавнего времени немного недотягивал до уровня лучших. По его словам, он уделил немало времени этой велосипедной дисциплине, и уже на этом «Туре» должен показать близкие к лидерам результаты. На руку Контадору и тот факт, что в команде выступает Армстронг, интерес к которому немного ослабил давление на самого Альберто.

«В ногах» американца уже есть трехнедельный марафон — в мае он принял участие в «Джиро д‘Италия», где показал довольно скромный 12-й результат. Но на то была и объективная причина — во время многодневки «Кастилья Леон» он получил травму ключицы, из-за чего ему на некоторое время пришлось слезть с седла велосипеда. На что может рассчитывать 38-летний Лэнс, не знает никто, и этот вопрос является одним из самых интригующих. Но в любом случае повышенное внимание к этому великому спортсмену гарантировано.

Лайфаймер тоже проехал «Джиро», заняв там шестое место. Он мог бы бороться и за победу, если бы не резкий спад физической формы на третьей неделе. Возможно, это было и к лучшему — ведь американец располагал достаточным временем, чтобы во второй раз в нынешнем сезоне выйти на пик формы и достойно помочь лидерам команды в июле. Не стоит исключать и того, что у капитанов дела могут не заладиться, и тогда именно американец должен будет взвалить ношу лидера на себя. Вполне возможно, что не на всех этапах он будет выполнять роль «звездного грегари», — иногда можно будет поработать и на себя.

Такая «вольность» вряд ли будет позволена Клодену, который, наверное, будет самым «звездным» гонщиком среди «подносчиков снарядов». Его помощь как в горах, так и в командной «разделке» может стать одним из решающих факторов итоговой победы. А в игнорировании указаний руководства он никогда прежде замечен не был: вспомним хотя бы, как он помогал Винокурову в 2007-м, да и Ульрих всегда мог на него рассчитывать.

Попович и Зубельдия также могут стать отличными помощниками на самых тяжелых отрезках гонки. А Раст, Муравьев и Паулиньо, наверняка, львиную долю своей работы будут выполнять на более пологих участках.

Очень интересно будет понаблюдать за тем, как генеральному менеджеру «Астаны» Йохану Брюнелю удастся сплотить всех этих «звезд», заставить работать их на команду, забыв о собственных амбициях, ведь даже в лучшие свои годы «Дискавери Чэнел» (до этого «Ю. С. Постал Сервис), которым он руководил прежде, не имел такого сильного состава. Если у бельгийского «управляющего» все получится, то эту команду практически невозможно будет остановить.

Главные соперники

Вообще, стоит сказать, что предстоящий «Тур де Франс» может стать самым интересным за последние годы, ведь такого количества высококлассных гонщиков не собиралось уже довольно давно.

Начнем, пожалуй, с действующего чемпиона «Большой петли» испанца Карлоса Састре из «Червело Тест Тим». В этом году он участвовал в «Джиро», где занял высокое четвертое место, одержав две красивые горные победы. Прошлогоднюю французскую супермногодневку он выиграл во многом благодаря одному этапу — с подъемом на Альп д’Уэз. В горах испанец наверняка будет представлять серьезную угрозу, а вот гонки с раздельным стартом — не его «конек». Да, последнюю «разделку» на победном для себя «Тур де Франс» он проехал очень неплохо, но думается, что это было скорее исключение, нежели правило. В горах Састре всегда сможет рассчитывать на своих одноклубников, а вот командную «разделку» проехать на равных, скажем, с «Астаной», вряд ли удастся.

Занимавший два раза подряд второе место Кэдел Эванс рассчитывает в этом году наконец-то выиграть желтую майку. По его словам, очень важным для него является то, что на него не давит ответственность, как в прошлом году, когда он считался главным фаворитом — нынче за проигрыш, например, Контадору, никто его не упрекнет. Сильной стороной австралийца является «разделка», благодаря которой он может солидно оторваться от многих конкурентов. В горах он чувствует себя очень хорошо, в основном действуя от обороны и атакуя только в крайних случаях. Его команда «Сайленс-Лотто», в отличие от прошлого сезона, выглядит более или менее сбалансированной, хотя и потеряла одну из главных «звезд» — Поповича. Командная «разделка» в исполнении «Сайленс-Лотто» вряд ли будет одной из лучших, но все же не проиграть победителю больше минуты они могут вполне.

Двукратному победителю «Вуэльты» и триумфатору недавнего «Джиро» россиянину Денису Меньшову из «Рабобанка» не хватает только победы на «Большой петле», чтобы стать шестым гонщиком в истории велоспорта (под номером 5 в этом списке располагается Контадор), выигравшим все три Гранд-тура (на прошлогоднем «Тур де Франс» он завоевал «бронзу»). Физическая форма, продемонстрированная им в мае, дает Денису все основания рассчитывать на подобный успех, тем более что команда стала сильнее по сравнению с прошлым сезоном, и вряд ли он будет часто оставаться один без помощи одноклубников. «Разделка», так же, как и горная подготовка, у него на очень высоком уровне, он отлично умеет и защищаться, и атаковать, так что неприятности «Астане» Меньшов наверняка доставит.
Люксембуржцы братья Шлеки — Франк и Энди — тоже будут бороться за попадание в тройку лучших в генеральной классификации. Старший, Франк, очень силен в горах, но в индивидуальных гонках на время он значительно слабее основных конкурентов. На руку ему тот факт, что одна из «разделок» — командная, следовательно, за счет таких «моторных» партнеров, как Фабиан Канчеллара, Густав Ларссон, Йенс Войт, Ники Соренсен, он сможет показать очень неплохой результат. «Темной лошадкой» выглядит его младший брат, ставший лучшим молодым гонщиком прошлогоднего «Тура» и два года назад занявший второе место на «Джиро». В разделке он сильнее Франка, но все же слабее большинства конкурентов, и то, насколько он подтянул данный компонент, будет играть немаловажную роль. Наличие же двух сильных гонщиков делает «Саксо Банк» очень сильным соперником.

Из остальных участников стоит отметить представителей «Касс д‘Эпарн» — испанцев Оскара Перейро (победитель многодневки в 2006-м году) и Луиса Леона Санчеса, австралийца Майкла Роджерса из «Каламбия-Хайроуд» (кстати, от этой команды можно ждать большого количества побед на отдельных этапах), американца Кристиана Ванде Вельде из «Гармин-Слипстрим», россиянина Владимира Карпеца из «Катюши», итальянца Франко Пеллицотти и чеха Романа Кройцигера из «Ликвигас», немца Линуса Гердеманна из «Милрам». Традиционно сильны в горах баски из «Эускалтел-Эускади».

Этап за этапом

Стартует «Тур де Франс» с индивидуальной «разделки» на 15 км по Монако. А через три дня состоится одно из главных украшений многодневки — командная гонка с раздельным стартом протяженностью 38 км. С 10 по 12 июля пройдут три горных этапа подряд, после чего велосипедистов ожидает первый день отдыха.

Более равнинной будет вторая неделя, а по-настоящему серьезным испытанием станет воскресный этап с финишем в Вербиер, после которого гонщиков будет ждать второй, и последний, день отдыха на этой «Большой петле».

Зато последняя неделя обещает стать очень напряженной. Связка из двух тяжелых этапов, после которых будет «разделка» на 40 км, а также субботний подъем на Мон Венту, расставят гонщиков по местам в общем зачете, а мы узнаем имя победителя «Тур де Франс-2009».

Хочется надеяться, что в этом году обойдется без громких допинговых скандалов, хотя верится в это с трудом, ведь согласно заявлениям организаторов многодневки, проверка будет очень серьезной, и будут выявляться даже те препараты, наличие которых, как считалось ранее, определить невозможно. Ну и, конечно, пожелаем «Астане» удачи, тем более что в случае поражения, возможно, этой команды в следующем году уже не будет.

Автор: Азат Дарменов
Источник: Республиканская газета «Sport&KS» (Sport&KS)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
«Тур де Франс»: воспоминания и надежды
4 июля в Монако возьмет старт очередная, уже 96-я по счету, супермногодневка «Тур де Франс». Казахстанская велогруппа «Астана» во второй раз в своей истории примет участие в главной гонке сезона (напомним, что её дебют, который пришелся на 2007 год, был омрачен допинговым скандалом, в результате чего команда была исключена из числа участниц).

Накануне начала «Большой петли» хотелось бы вспомнить историю выступлений на ней гонщиков постсоветских, и прежде всего казахстанских, гонщиков, и порассуждать о шансах главных фаворитов.

Так все начиналось…

«Первооткрывателями» среди советских спортсменов стали три велосипедиста команды «Альфа-Люм» (каждый из которых впоследствии добьется заметных успехов в своей карьере) — россиянин Дмитрий Конышев, узбекский спринтер Джомолоддин Абдужапаров и Петр Угрюмов из Латвии, а также воспитанник знаменитой ленинградской школы велоспорта Вячеслав Екимов (ныне — спортивный директор «Астаны»), который представлял тогда команду «Панасоник». Выше всех в генеральной классификации поднялся Конышев, занявший 25-е место. Такие скромные результаты были вполне объяснимы — ведь в том 1990 году советские велосипедисты впервые попали в мир великих профессиональных супермногодневок (до этого они участвовали в «Велогонках Мира», собиравших гонщиков только социалистических стран). Кроме того, Конышев записал в свой актив победу на 17-м этапе.
В следующей «Большой петле» стартовали уже шесть советских гонщиков, лучшим из которых в генеральной классификации стал Вячеслав Екимов, занявший 42-е место. Но главным достижением представителей СССР стало, конечно же, выступление Абдужапарова, который первым из воспитанников советской школы велоспорта выиграл майку этой супермногодневки — зеленую майку лучшего спринтера. На его счету также были две победы на отдельных этапах (за свою карьеру он в общей сложности выиграл девять этапов «Тур де Франс»), как и у Конышева (победившего на одном из горных этапов и в последний день гонки на Елисейских полях), а ещё одну победу одержал Екимов.

«Большая петля» 1993 года ознаменовалась второй по счету зеленой майкой Абдужапарова, который, представляя уже суверенный Узбекистан, выиграл три этапа, и попаданием украинца Владимира Пульникова в десятку сильнейших в общем зачете. Следующий год стал, наверное, лучшим в истории выступлений постсоветских гонщиков: второе место в генеральной классификации занял латыш Петр Угрюмов (он проиграл только непобедимому на протяжении многих лет испанцу Мигелю Индурайну и «взял» два горных финиша подряд ближе к окончанию «Тура»), а Абдужапаров удостоился уже третьей зеленой майки. Узбекский гонщик одел её после первого же этапа, который стал для него победным, и не снимал в течение всех трех недель «Большой петли», к тому же выиграв ещё и на предпоследнем отрезке многодневки.

Казахстан на «Большой петле»

В 1996-м году в составе команды «Лотто» на этой супермногодневке впервые появился казахстанец — Олег Казлитин. К сожалению, до Парижа он не доехал, сойдя на 11-м этапе. После этого в список участников «Тур де Франс» Казлитин не входил.

Спустя два года, в 1998-м, на старт в столице Ирландии — Дублине (как известно, маршрут «Тур де Франс» не всегда начинается во Франции) вышли Александр Шеффер, нынешний спортивный директор «Астаны», и Андрей Тетерюк, дебютировавший на «Большой петле» годом ранее. Они представляли «Асикс» и «Лотто» соответственно. Если первый до Елисейских полей так и не доехал, то второй занял довольно высокое 20-е место в генеральной классификации, причем в последней «разделке» стал пятым.

В 1999-м, то есть ровно десять лет назад, на «Тур де Франс» дебютировал тогда ещё 26-летний Александр Винокуров, впоследствии ставший самым титулованным велосипедистом в истории Казахстана, — он выступал за «Казино». Уже в прологе он показал довольно хороший результат (7-е время среди всех участников), но в итоговой генеральной классификации стал лишь 35-м, проиграв победителю — Лэнсу Армстронгу (это был первый триумф американца) чуть более часа.

В следующем году Винокуров занял уже 15-е место в общем зачете, а другой наш соотечественник, Андрей Кивилев из «Аж2Р Превойанс», дебютировавший в этой супермногодневке, — 32-е. Но уже в 2001-м Андрей, выступая за «Кофидис», неожиданно для всех стал четвертым (!) в генеральной классификации «Тура», проиграв занявшему третье место испанцу Хосебе Белоки менее минуты. Этот успех ему во многом обеспечил восьмой этап, когда группа отрыва, в которой находился и Кивилев, «привезла» фаворитам более получаса. После этого казахстанец на протяжении долгого времени находился в тройке сильнейших в общем зачете, но последняя гонка с раздельным стартом, к сожалению, оставила его вне подиума. Последний же свой «Тур де Франс», в 2002-м, Кивилев, закончил на 21-м месте (напомним, что он трагически скончался в 29-летнем возрасте после падения во время многодневки «Париж-Ницца» в марте 2003-го).

А Винокуров на лучшей для себя «Большой петле» — в сезоне 2003 года — занял итоговое третье место вслед за великими Лэнсом Армстронгом и Яном Ульрихом, выиграв к тому же один из королевских этапов и став вторым при подъеме на знаменитую вершину Альп д’Уэз (после этого он отставал в генеральной классификации от американца всего лишь на 21 секунду). Руководители команды «Телеком», оставшейся без своего многолетнего капитана Ульриха (он на один сезон перешел в велогруппу «Алессиа-Бианки»), долго не могли определиться с капитаном на эту гонку, однако все же предпочли казахстанца колумбийцу Сантьяго Ботеро, и Винокуров долгое время на равных боролся с признанными лидерами. На последней «разделке» Винокуров занял третье место. Также на счету Александра единственная майка «Тур де Франс», завоеванная гонщиками из Казахстана за всю историю супермногодневки, — майка самого агрессивного гонщика.

Следующую «Большую петлю» Винокуров пропустил из-за травмы плеча, полученной на втором этапе «Тура Швейцарии». В 2005-м он, много отработав на капитана Ульриха, не смог побороться за победу, хотя физические кондиции наверняка позволяли бы ему это сделать (Александр занял лишь пятое место). Можно сказать, что на этом «Тур де Франс» многое было против казахстанских гонщиков. Кроме Винокурова, пострадал и дебютант трехнедельного марафона Андрей Кашечкин, выступавший за «Креди Агриколь». Он на равных боролся с украинцем Ярославом Поповичем (защищающим ныне цвета «Астаны») за белую майку лучшего молодого гонщика, но на одном из этапов его отрядили назад помогать лидеру команды Кристофу Моро, хотя наш соотечественник был в одной из лидирующих групп. Как следствие, в этой номинации Андрей стал лишь вторым. Это был последний «Тур де Франс», на котором два лучших казахстанских многодневщика доехали до финиша.

В следующем, 2006-м, году незадолго до начала французской супермногодневки на базе «Либерти Сегурос — Вюрт» была создана команда «Астана», лидер которой Александр Винокуров считался одним из главных фаворитов. Но в связи с допинговыми скандалами, коснувшимися четверых гонщиков из заявки команды на «Тур», в старте «Астане» было отказано. О том, что произошло с казахстанской командой на «Большой петле» в 2007-м, и о прошлогоднем отказе организаторов допустить её к участию в гонке, напоминать лишний раз, наверное, не стоит — зачем бередить ещё не до конца зажившие раны?

«Астана»: новая эра

К сожалению, не все было гладко и в нынешнем году. В связи с кризисом было приостановлено финансирование казахстанской велогруппы, и её участие в «Тур де Франс» оказалось под угрозой. Но в последний момент все было урегулировано, и лучшая команда в истории французской многодневки (это слова одного из фаворитов предстоящей «Большой петли» австралийца Кэдела Эванса из «Сайленс-Лотто») примет старт в главной гонке сезона. В заявку «Астаны» включены победитель «Тур де Франс-2007 (одновременно ставший лучшим молодым гонщиком), а также триумфатор прошлогодних «Джиро» и «Вуэльты» испанец Альберто Контадор, выигрывавший «Большую петлю» семь раз (больше, чем кто-либо) американец Лэнс Армстронг, его соотечественник Левай Лайфаймер (бронзовый призер 2007-го года), немец Андреас Клоден (двукратный призер), испанец Аймар Зубельдия (трижды попадал в десятку сильнейших), украинец Ярослав Попович (лучший молодой гонщик «Тур де Франс» 2005 года, восьмое место на этой многодневке в 2007-м, бронзовый призер «Джиро д’Италия-2003»), португалец Серджио Паулиньо, швейцарец Грегори Раст и дебютант «Большой петли» казахстанец Дмитрий Муравьев. Наверняка, на роль капитана будут претендовать первые двое (на данный момент сильнее выглядит испанец). Почти все велосипедисты «Астаны» будут конкурентоспособны даже в самых тяжелых горах, а как минимум пятеро из них вполне могли бы быть в десятке сильнейших по итогам многодневки, если бы выступали в разных командах.

Альберто Контадор после «Тура страны басков» (в апреле) два месяца не выступал ни в одной гонке и только лишь в июне стартовал на «Дофинэ Либерэ», где довольно легко занял третье место, особо себя не загружая. На данный момент испанца смело можно назвать лучшим «горняком» пелотона, «разделки» он тоже едет неплохо, хотя до недавнего времени немного недотягивал до уровня лучших. По его словам, он уделил немало времени этой велосипедной дисциплине, и уже на этом «Туре» должен показать близкие к лидерам результаты. На руку Контадору и тот факт, что в команде выступает Армстронг, интерес к которому немного ослабил давление на самого Альберто.

«В ногах» американца уже есть трехнедельный марафон — в мае он принял участие в «Джиро д‘Италия», где показал довольно скромный 12-й результат. Но на то была и объективная причина — во время многодневки «Кастилья Леон» он получил травму ключицы, из-за чего ему на некоторое время пришлось слезть с седла велосипеда. На что может рассчитывать 38-летний Лэнс, не знает никто, и этот вопрос является одним из самых интригующих. Но в любом случае повышенное внимание к этому великому спортсмену гарантировано.

Лайфаймер тоже проехал «Джиро», заняв там шестое место. Он мог бы бороться и за победу, если бы не резкий спад физической формы на третьей неделе. Возможно, это было и к лучшему — ведь американец располагал достаточным временем, чтобы во второй раз в нынешнем сезоне выйти на пик формы и достойно помочь лидерам команды в июле. Не стоит исключать и того, что у капитанов дела могут не заладиться, и тогда именно американец должен будет взвалить ношу лидера на себя. Вполне возможно, что не на всех этапах он будет выполнять роль «звездного грегари», — иногда можно будет поработать и на себя.

Такая «вольность» вряд ли будет позволена Клодену, который, наверное, будет самым «звездным» гонщиком среди «подносчиков снарядов». Его помощь как в горах, так и в командной «разделке» может стать одним из решающих факторов итоговой победы. А в игнорировании указаний руководства он никогда прежде замечен не был: вспомним хотя бы, как он помогал Винокурову в 2007-м, да и Ульрих всегда мог на него рассчитывать.

Попович и Зубельдия также могут стать отличными помощниками на самых тяжелых отрезках гонки. А Раст, Муравьев и Паулиньо, наверняка, львиную долю своей работы будут выполнять на более пологих участках.

Очень интересно будет понаблюдать за тем, как генеральному менеджеру «Астаны» Йохану Брюнелю удастся сплотить всех этих «звезд», заставить работать их на команду, забыв о собственных амбициях, ведь даже в лучшие свои годы «Дискавери Чэнел» (до этого «Ю. С. Постал Сервис), которым он руководил прежде, не имел такого сильного состава. Если у бельгийского «управляющего» все получится, то эту команду практически невозможно будет остановить.

Главные соперники

Вообще, стоит сказать, что предстоящий «Тур де Франс» может стать самым интересным за последние годы, ведь такого количества высококлассных гонщиков не собиралось уже довольно давно.

Начнем, пожалуй, с действующего чемпиона «Большой петли» испанца Карлоса Састре из «Червело Тест Тим». В этом году он участвовал в «Джиро», где занял высокое четвертое место, одержав две красивые горные победы. Прошлогоднюю французскую супермногодневку он выиграл во многом благодаря одному этапу — с подъемом на Альп д’Уэз. В горах испанец наверняка будет представлять серьезную угрозу, а вот гонки с раздельным стартом — не его «конек». Да, последнюю «разделку» на победном для себя «Тур де Франс» он проехал очень неплохо, но думается, что это было скорее исключение, нежели правило. В горах Састре всегда сможет рассчитывать на своих одноклубников, а вот командную «разделку» проехать на равных, скажем, с «Астаной», вряд ли удастся.

Занимавший два раза подряд второе место Кэдел Эванс рассчитывает в этом году наконец-то выиграть желтую майку. По его словам, очень важным для него является то, что на него не давит ответственность, как в прошлом году, когда он считался главным фаворитом — нынче за проигрыш, например, Контадору, никто его не упрекнет. Сильной стороной австралийца является «разделка», благодаря которой он может солидно оторваться от многих конкурентов. В горах он чувствует себя очень хорошо, в основном действуя от обороны и атакуя только в крайних случаях. Его команда «Сайленс-Лотто», в отличие от прошлого сезона, выглядит более или менее сбалансированной, хотя и потеряла одну из главных «звезд» — Поповича. Командная «разделка» в исполнении «Сайленс-Лотто» вряд ли будет одной из лучших, но все же не проиграть победителю больше минуты они могут вполне.

Двукратному победителю «Вуэльты» и триумфатору недавнего «Джиро» россиянину Денису Меньшову из «Рабобанка» не хватает только победы на «Большой петле», чтобы стать шестым гонщиком в истории велоспорта (под номером 5 в этом списке располагается Контадор), выигравшим все три Гранд-тура (на прошлогоднем «Тур де Франс» он завоевал «бронзу»). Физическая форма, продемонстрированная им в мае, дает Денису все основания рассчитывать на подобный успех, тем более что команда стала сильнее по сравнению с прошлым сезоном, и вряд ли он будет часто оставаться один без помощи одноклубников. «Разделка», так же, как и горная подготовка, у него на очень высоком уровне, он отлично умеет и защищаться, и атаковать, так что неприятности «Астане» Меньшов наверняка доставит.
Люксембуржцы братья Шлеки — Франк и Энди — тоже будут бороться за попадание в тройку лучших в генеральной классификации. Старший, Франк, очень силен в горах, но в индивидуальных гонках на время он значительно слабее основных конкурентов. На руку ему тот факт, что одна из «разделок» — командная, следовательно, за счет таких «моторных» партнеров, как Фабиан Канчеллара, Густав Ларссон, Йенс Войт, Ники Соренсен, он сможет показать очень неплохой результат. «Темной лошадкой» выглядит его младший брат, ставший лучшим молодым гонщиком прошлогоднего «Тура» и два года назад занявший второе место на «Джиро». В разделке он сильнее Франка, но все же слабее большинства конкурентов, и то, насколько он подтянул данный компонент, будет играть немаловажную роль. Наличие же двух сильных гонщиков делает «Саксо Банк» очень сильным соперником.

Из остальных участников стоит отметить представителей «Касс д‘Эпарн» — испанцев Оскара Перейро (победитель многодневки в 2006-м году) и Луиса Леона Санчеса, австралийца Майкла Роджерса из «Каламбия-Хайроуд» (кстати, от этой команды можно ждать большого количества побед на отдельных этапах), американца Кристиана Ванде Вельде из «Гармин-Слипстрим», россиянина Владимира Карпеца из «Катюши», итальянца Франко Пеллицотти и чеха Романа Кройцигера из «Ликвигас», немца Линуса Гердеманна из «Милрам». Традиционно сильны в горах баски из «Эускалтел-Эускади».

Этап за этапом

Стартует «Тур де Франс» с индивидуальной «разделки» на 15 км по Монако. А через три дня состоится одно из главных украшений многодневки — командная гонка с раздельным стартом протяженностью 38 км. С 10 по 12 июля пройдут три горных этапа подряд, после чего велосипедистов ожидает первый день отдыха.

Более равнинной будет вторая неделя, а по-настоящему серьезным испытанием станет воскресный этап с финишем в Вербиер, после которого гонщиков будет ждать второй, и последний, день отдыха на этой «Большой петле».

Зато последняя неделя обещает стать очень напряженной. Связка из двух тяжелых этапов, после которых будет «разделка» на 40 км, а также субботний подъем на Мон Венту, расставят гонщиков по местам в общем зачете, а мы узнаем имя победителя «Тур де Франс-2009».

Хочется надеяться, что в этом году обойдется без громких допинговых скандалов, хотя верится в это с трудом, ведь согласно заявлениям организаторов многодневки, проверка будет очень серьезной, и будут выявляться даже те препараты, наличие которых, как считалось ранее, определить невозможно. Ну и, конечно, пожелаем «Астане» удачи, тем более что в случае поражения, возможно, этой команды в следующем году уже не будет.

Автор: Азат Дарменов
Источник: Республиканская газета «Sport&KS» (Sport&KS)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!