Постой, Контадор, не стучите, колеса… / Велоспорт
Мировой финансовый кризис, конца и края которому пока не видно, собирает свой урожай. Его жертвами становятся крупные промышленные компании, банки и огромные холдинги. Увы, попасть в этот список может и казахстанский велоклуб «Астана». В начале этой недели появилась информация, что у визитной карточки отечественного велоспорта большие проблемы с финансированием. Гонщики и работники клуба получают зарплату с задержкой. И самое главное – никто точно не может сказать, будет ли ситуация меняться к лучшему. Руководство казахстанского велоспорта всерьез задумалось о том, чтобы продать команду.
Мировой финансовый кризис, конца и края которому пока не видно, собирает свой урожай. Его жертвами становятся крупные промышленные компании, банки и огромные холдинги. Увы, попасть в этот список может и казахстанский велоклуб «Астана». В начале этой недели появилась информация, что у визитной карточки отечественного велоспорта большие проблемы с финансированием. Гонщики и работники клуба получают зарплату с задержкой. И самое главное – никто точно не может сказать, будет ли ситуация меняться к лучшему. Руководство казахстанского велоспорта всерьез задумалось о том, чтобы продать команду.
– В самом деле, перед клубом уже выросла довольно внушительная задолженность, – подтверждает Николай Проскурин, вице-президент Федерации велоспорта РК, – я устал ходить по спонсорам и клянчить деньги. Складывается такое ощущение, что профессиональный велосипедный клуб в Казахстане нужен только мне. А вот в Европе нашлись желающие содержать такую команду, ведь за несколько лет «Астана» стала сильнейшим велосипедным клубом в мире! К сожалению, ситуация складывается таким образом, что в течение уже ближайших двух недель у клуба могут появиться новые спонсоры, а значит, и новое название. Мы просто потеряем «Астану».
Проблемы «Астаны» возникли не на ровном месте. Большинство компаний, спонсирующих команду, – казахстанские или имеющие отношения к нашей стране. В числе партнеров «Астаны» значатся «Арселор Миттал», KEGOC, «КазМунайГаз», «Казцинк», Air Astana а также ряд иностранных организаций. Известно, что один из отечественных спонсоров уже объявил о том, что в сложное время больше не может поддерживать велоклуб. Другие компании еще не отказались от сотрудничества – но они не выполняют своих обязательств перед «Астаной» в полной мере.
– Действительно, кризис не оставил в покое и казахстанский велоспорт, – говорит исполнительный директор Федерации велоспорта Казахстана Александр Антышев, – насколько мне известно, официальных предложений от каких-либо европейских компаний по спонсорству «Астаны» руководители клуба пока не получали. Но это еще ни о чем не говорит, ведь уже довольно давно ходят упорные слухи, что многие не прочь потеснить казахстанских спонсоров «Астаны». На сегодняшний день долг перед клубом составляет примерно 2 миллиона евро. Если до конца апреля ситуация не разрешится, то 9-го мая на старт супервеломногодневки «Джиро д’Италия» клуб выйдет уже под новым названием, и я сильно сомневаюсь, что в составе этого клуба будут выступать казахстанцы.
«Астану» казахстанские спортивные и обычные чиновники всегда приводили в пример как наиболее удачный проект, помогающий нашей стране стать более узнаваемой во всем мире. Вроде как слова «Астана» и «Казахстан» становятся известными в Европе и Америке, после того как Альберто Контадор или Леви Лейфааймер побеждают на различных гонках. Правда, во сколько обходится такая «реклама», министр обороны Даниал Ахметов, по совместительству президент Федерации велоспорта, ни разу так и не обмолвился. По подсчетам зарубежных журналистов, в год на «Астану» уходит порядка 13 миллионов евро. При этом не стоит забывать, что, например, легендарный американец Лэнс Армстронг выступает за «Астану» на общественных началах – зарплату в клубе ему не платят. А вот содержание одного только Альберто Контадора обходится в очень круглую сумму – дело в том, что в велоспорте команды должны в обязательном порядке доплачивать победителям «Тур де Франс», «Джиро» и «Вуэльты». А испанец, как назло, выигрывал все эти гонки. С другой стороны, из-за того, что в команде есть такие высокооплачиваемые лидеры, другие спортсмены могут рассчитывать на меньшие деньги. «Астана», например, заметно сокращает расходы на содержание казахстанских, то есть доморощенных, гонщиков. Раньше «Астана» ассоциировалась с именами Александра Винокурова, Андрея Кашечкина, Асана Базаева. Сейчас уже нет.
– Если «Астана» поменяет название и гражданство, вероятнее всего, этот клуб покинут все казахстанские гонщики, – предполагает государственный тренер сборной Казахстана по велогонкам на шоссе Олег Тусумханов, – более того, на мой взгляд, лишь двое наших велосипедистов после ухода из «Астаны» смогут найти себе работу в сильнейших велогруппах планеты, выступающих в гонках престижной серии Protour. Это Асан Базаев и Максим Иглинский. Остальным нашим соотечественникам придется выступать за национальную команду Казахстана в гораздо менее престижных соревнованиях. Важно также, что и зарплаты в сборной на порядок ниже, чем в «Астане».
Вполне вероятно, что шумиха вокруг «Астаны» поднята не случайно – быть может, таким способом руководители клуба пытаются привлечь внимание к своим проблемам и пристыдить через прессу спонсоров. Вроде как, почитают сейчас боссы «Арселор Миттала» или «КазМунайГаза», что про них пишут в газетах, – и тут же увеличат свои отчисления «Астане». Тем более что совсем недавно Николай Проскурин, вице-президент федерации, в другом интервью говорил, что у «Астаны» все будет хорошо, и уже летом в ее составе начнет тренироваться отбывший дисквалификацию Александр Винокуров. В общем, не совсем понятно, каким словам верить. Но если у «Астаны» действительно долгов уже на два миллиона евро, то надо уже не просто давать интервью, а бить в набат. Продажа «Астаны» имидж Казахстана точно не улучшит.
Автор: Валентин Лещинский
Источник: Капитал (gazetakapital.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама