Велоспорт
14 августа 2009 15:08
 

Асан Базаев: «В Европе не останусь, жить буду в Казахстане» / Велоспорт

  Комментарии

Поделиться

Асан Базаев: «В Европе не останусь, жить буду в Казахстане» / Велоспорт

Асан Базаев: «В Европе не останусь, жить буду в Казахстане»
Казахстанским читателям нашего собеседника представлять не надо. Любимец и надежда казахстанских болельщиков. Асан Базаев и в велоконюшне «Астана» не на последних ролях. Корреспонденты «СпортОбоза» встретились с ним в день триумфа «Астаны» на Тур де Франс. Но разговор был не об этом. Откровенно о команде, её руководстве, о себе самом — итак, Асан Базаев!

— Асан, 10 декабря 2008 года в Астане проходила презентация команды. Приезжали Вы, Контадор, Лефаймер, Попович. На встрече с журналистами Вы говорили о том, что мечтает выиграть «Милан-Сан-Ремо», потому что предпочитаете такие классические гонки. В тот раз Иохан Брюнель перед журналистами клятвенно обещал поддержать Вас в этом, но что-то не получилось. Что же произошло?
— В начале все шло по плану. Но потом что-то изменилось. Произошли определенные события, после которых стало тяжело, особенно, нам казахстанским гонщикам. И если бы на этих гонках лидером был Контадор или Армстронг, то команду положили бы под них…

— Но насколько мы помним Брюнель говорил, что команда сделает все, чтобы Базаев выигрывал такие классические гонки.
— У меня были развязаны руки, то есть меня не заставляли на кого-то работать, но лидером объявили Лэнса Армстронга, хотя там он «поймал» очень большое время.

— Отсюда с расстояния складывается такое ощущение, что Брюнель — это тень Армстронга.
— Да так и есть. Там где Армстронг — за его спиной выглядывает Брюнель.

— Получается в этой связке все-таки главнее Армстронг?
— Конечно. Потому что у Лэнса есть брэнд Lifestrong, в который привлекаются спонсорские миллионы именно под Армтсронга. Брюнель это понимает. И соответственно «прогибается».

— Андрей Мизуров в своем недавнем интервью сказал, что в команде «Астана» казахстанцев никто не уважает и определенно принижают. Что Вы скажете об этом?
— Трудно сказать однозначно. Здесь, можно сказать, есть две стороны медали. Если бы в команде не было столько лидеров… В других командах нет Контадора, Армстронга, Лефаймера, того же Клодена. Например, Макс (Иглинский — авт.) в «Мильраме» был лидером, хотя он и иностранец, и если на хороших гонках он говорил, что готов — вся команда работала на него. Никто не заставлял его подвозить воду, еду для других — не вешали работу грегари. А тут попадаешь в такую команду, в которой много хороших гонщиков…

— Команда формально казахстанская, а по сути…
— Да. Также и Макс. Он попал в «Астану», и не может реализовать себя, а ведь он хороший гонщик, который может «ехать», например, на гонку «Париж-Ницца». Для «Тур де Франс» он ещё молодой. Есть такие гонки как «Дофине Либере», «Тур Каталонии», но туда едет Клоден и автоматически становится лидером и, ты уже с этим ничего не поделаешь.

— Армстронг и Брюнель объявили о создании собственной велоконюшни «RadioShack». При этом, если останется Контадор и вернется Винокруров, не случится опять раздвоение в команде?
— Я думаю, нет. В году очень много гонок. Для Контадора самая главная — «Тур де Франс». А Саша туда не поедет. В велоспорте, если на гонщика попало пятно по допингу, то на ту же гонку он уже автоматически не допускается. Да и Контадор в хороших отношениях с Сашей Винокуровым. Когда они встречаются, то очень хорошо общаются и Альберто часто берет у него советы. Винокуров пользуется очень большим авторитетом среди гонщиков.

— С приходом Винокурова ситуация в команде изменится в лучшую сторону для наших гонщиков?
— Конечно. В первый год, когда в команде были Бивер, Винокуров, Кашечкин, чувствовалась, что это наша — казахстанская команда. Такого сейчас нет.

— Асан, не секрет, что в команде сложилось определенное разделение по группам гонщиков, хотя Армстронг всегда утверждает что Астана — это единая команда.
— Ну, это естественно. При встрече мы произносим дежурные приветствия, спрашиваем друг у друга как дела для поддержания разговора, а в остальных моментах европейцы общаются отдельно — скандинавы, швейцарцы — американцы отдельно, казахстанцы сами по себе.

— Такая атмосфера во всех командах?
— Я не знаю как насчет других команд. В «Либерти» испанцы общались только между собой, так как в команде их было 80% (!!! — авт.), официальный язык общения был испанский. В нашей команде испанцы не говорят на английском и общаются между собой. Мы, казахстанцы, держимся вместе.

— В команде есть молодые казахстанские гонщики. Почему мы практически не видим их на гонках?
— Они участвуют в гонках, но тяжело в 22 года стать заметным. Я в профессионалы попал в 25 лет. И в первый год мне было очень тяжело. Все равно это другая кухня, и место под солнцем надо завоевать, тем более в такой команде, как наша. Когда молодежь едет на протуровские гонки, например, Киреев, Зейц, Купешев, они становятся «пушечным мясом». Это такая работа, при которой ребята не могут ни прикататься, ни себя показать. Они выполняют очень много тяжелой работы, и, в конце концов, или сходят с трассы, или потом очень долго приходят в себя.

— Очень щепетильный вопрос, который волновал болельщиков команды. Ситуация с двухнедельным отстранением тебя от гонок, в связи с неявкой на допинг-пробу. Не показалось ли тебе, что все получилось слишком предвзято по отношению к тебе со стороны Брюнеля?
— По сути из непонятной ситуации, Брюнель раздул практически сенсацию… Вообще и у меня, и у Макса Иглинского были шансы попасть на Тур де Франс… Возможно это было связано с тем, что Брюнель хотел поменять спонсоров, с финансовыми трениями, и с тем, что Армстронг давил на него, желая поехать на Тур с логотипом «Lifestrong».

— Когда стало понятно, что Брюнель с Армстронгом работают под себя и хотят создать свою команду — после возникновения финансовых проблем или до этого?
— Создать свою команду они планировали и ранее, но, видимо, из-за отсутствия средств не получилось. А момент, когда проект «Lifestrong» (фонд по борьбе с раком — Авт.) сильно раскрутился и получил мощную поддержку спонсоров, пришелся как раз на тот период финансовых неурядиц. Я слышал, что фонд за полгода собрал более 120 млн. долларов.

— В команде было два лидера — Армстронг и Контадор, и оба великие гонщики. А в чисто человеческом плане, какие они?
— У Контадора более европейская ментальность, причем он не владеет английским… Он не ведет себя вызывающе, показывая, что победитель «Тур де Франс». «Джиро де Италия» и «Вуэльты», что легендарная личность. Такого нет. Армстронг он другой, всем показывает, что он — звезда, типа Брэд Питт, преподносит себя как большую личность, персона с большой буквы.

— На фоне всех этих перипетий появилось мнение, которое имеет много сторонников, что на базе «Катюши», «Астаны» было бы лучше создать суперклуб в котором катались бы российские, казахстанские, белорусские, украинские, в общем, снговские гонщики.
— Я бы так и сделал. Думаю, что так было бы намного лучше для всех постсоветских гонщиков. Очень много хороших велосипедистов из СНГ, которым очень тяжело найти команду и подписать контракт в Про Туре, потому что и европейских гонщиков немало, и каждая команда, будь то итальянская, или французская, стараются привлечь своих. Даже если я и сильнее, возьмут своего. Это только в нашей команде не имеет значения национальная принадлежность гонщика. Я знаю Сергея Лагутина из Узбекистана, который является очень хорошим гонщиком. Конечно, он не такая звезда как Контадор, но может сделать очень много полезного команде. Таких примеров можно привести много. Есть украинские гонщики, белорусы…

— Надо поддерживать своих…
— Конечно. В 2005 году у меня было 6 побед. Самый мой лучший старт был «Тур де Лавенир» — «Тур де Франс» для молодых, и я его закончил третьим, взял зеленую майку лучшего спринтера. Через пять дней стартовал на Кубке Бельгии, и закончил его тоже третьим. И ни одна команда не предложила мне контракт, хотя были парни, которые выигрывали просто один этап и за ними бегали и предлагали контракты. Потому что я — иностранец. Я им был не нужен.

— Некоторые специалисты высказывают мнение, что гонщиков Про Тура надо лицензировать по примеру игроков НХЛ, ограничить их количество и тем самым повысить зрелищность, исключить лишних людей. Например, на «Тур де Франс» выезжают около 800 велогонщиков. Что ты думаешь об этом?
— Я думаю это нереально. В других видах спорта существует сезонность, ограниченное количество игр, короткие периоды матчей и т. д. Хоккеисты играют раз в неделю по 60 минут, а в велоспорте много стартов. В одной команде должно быть несколько составов. И они параллельно закрывают несколько гонок. У нас очень большой календарь и обойтись, даже двумя составами, очень трудно. Неделями по нескольку часов, на многие километры — в таких режимах нередко многие ломаются.

— Не кажется ли тебе, что, находясь, даже в родной казахстанской команде, в неравных условиях со звездами, ты не прогрессируешь как велогонщик, нет возможностей для профессионального роста?
— В этом году я мог бы выиграть «Тур Люксембурга», если бы мне не помешали в нашей же команде. Я мог закончить третьим гонки в Бельгии, но не подфартило, и, я за 4 километра до финиша попал в завал. В общем, мог сложиться неплохой сезон. Во всех классических гонках, в которых участвовал, я приезжал в первой группе. Мог бы выигрывать, но не хватало помощи от команды. На «Сан-Ремо» после последней горы Поджио я остался один, некому даже было вывести, прикрыть меня. На бельгийских «классиках» в первый год я был 15-м и считаю, что это вполне неплохо.

— Самая запоминающаяся для тебя победа?
— Конечно же, это «Тур Германии» в первый год моей профессиональной карьеры.

— Самое обидное поражение?
— «Тур Люксембурга» в этом году.

— Асан, с ребятами, которые по различным обстоятельствам оказались вне велоспорта, общаетесь? С тем же Андреем Кашечкиным.
— С Фофановым поддерживаю. С Кашечкиным немного сложнее. Он сам как-то отстранился. Я не знаю чем он занимается, что делает, собирается ли возвращаться.

— С Винокуровым поддерживаете отношения? Оказывает ли он попомщь как старший товарищ?
— Конечно, даже очень. Саша очень сильно нас поддерживает. Помогает советами, подсказывает. В первый год, когда мы с Максом Иглинским переехали в Ниццу, помогал найти жилье, открыть счета в банке, суетился вместе с нами.

— Как долго планируешь продолжать карьеру велогонщика?
— Пока нужен буду. Пока будут силы.

— Загадывать ещё рано, но все же, чем собираешься заниматься по окончании карьеры?
— Надеюсь, что к тому времени я заработаю энную сумму, которую можно будет куда-нибудь вложить. Возможно, займусь каким-нибудь делом. Если будут интересные предложения, останусь в велоспорте, функционером.

— А жить где будете?
— В любом случае, я вернусь на Родину. 100%. Приеду в Астану, буду жить здесь.

— Кроме велогонок, какие виды спорта Вам нравятся? За какие команды болеете?
— Скажем так, я не фанат, не болельщик. У нас в команде есть массажист Юрий Кулишкин — бывший боксер. Можно включить любой спортивный канал или трансляцию каких-либо мероприятий, например, по теннису, и, он расскажет и прокомментирует все: кто каким номером посеян, кто и как кого выиграл, кто в десятке и т. д. Или в боксе: кто кого тренировал, кто и как начинал, все го титулы. Он живет спортом. Одним словом фанат. До «Астаны» он работал в «Капеке», получал копейки и работал на чистом энтузиазме, потому что ему нравится ездить с нами на сборы, на соревнования, сама атмосфера. Я же в этом плане немного далек от спорта. А так, я люблю смотреть соревнования по плаванию на короткой, на длинной воде. Смотрю крупные спортивные события: чемпионаты мира по футболу, олимпиаду. Люблю зрелищные и интересные события в мире спорта.

— Есть ли у Вас кумиры в спорте?
— Когда я делал первые шаги в велоспорте, моим кумиром был Марко Пантани. А потом со временем я «остыл» и сейчас, просто по-человечески, уважаю Сашу Винокурова. В свое время я столкнулся со многими известными европейскими гонщиками. По телевизору они одни, а в жизни совсем другие. Какие-то… (задумался) Жадные до денег что ли… Ну, не знаю… Другой менталитет, в общем.

— В Астану часто приезжаете?
— По возможности. За этот год второй раз получается.

— В одном из интервью Вы сказали, что не хотели бы, чтобы Ваш сын пошел по стопам отца и выбрал карьеру велогонщика?
— Ну да. Очень тяжело в велоспорте. Я считаю, что лучше в футбол играть. (смеется)

— Как познакомились с супругой?
— Случайно. Тогда я выступал за сборную. У меня был отпуск. Это было в октябре, пятнадцатого насколько я помню. С друзьями ехали по городу, случайно увидели девушку на перекрестке, развернулись. И познакомились. Она у меня тоже астанчанка, как и я.

— Асан, благодаря Вашим успехам и успехам других наших гонщиков, в стране повысился интерес детей к велоспорту. Появилось много юных талантов. На чемпионатах Казахстана участвует много перспективной молодежи. Что Вы можете им пожелать? Совет от Асана Базаева.
— Сейчас для молодых гонщиков открываются широкие перспективы. И в плане технического оснащения сейчас ситуация намного лучше, чем раньше. И государство уделяет внимание велоспорту. Когда я начинал, тренером у меня был Кочетков, мы собирали велосипеды сами из старых запчастей, подручных материалов. Чистили, красили рамы… Возможностей было очень мало, а тем более куда-то выбиться. И мы на голом энтузиазме, тренировались и тренировались. Поэтому мой совет: ответственней относиться к тренировкам и стремиться к поставленной цели. Вознаграждены будут самые упорные. В нашем наборе, из 60 пришедших мальчишек, в конце концов, в большом спорте остались только Макс Иглинский и я. И снова повторюсь — сейчас много возможностей пробиться в большой спорт, и даже у самого маленького спортсмена должны быть большие амбиции.

Марко Пантани (итал. Marco Pantani, 13 января 1970, Чезена, Италия — 14 февраля 2004, Римини, Италия) — итальянский шоссейный велогонщик, один из лучших горных гонщиков за всё существование профессонального велоспорта. Пик его карьеры пришёлся на 1998 год, когда он выиграл Джиро д’Италия и Тур де Франс. За атакующий стиль езды и ношение банданы болельщики прозвали его Пиратом. Однако его карьера была окружена слухами, после того, как он в 1999 отказался от допинг-теста на Джиро д’Италия. В 2004, в возрасте 34 лет, он умер от передозировки кокаином в гостинице.
Профессиональные команды: 1992–1996 — Carrera, 1997–2003 — Mercatone Uno.

Анкета

Имя, Фамилия
Асан Базаев

Вид спорта
Велоспорт

Команда
«Астана»

Дата рождения
22.02.1981 г.

Амплуа
Никогда не задумывался… Велогонщик!

Прозвище
В команде меня называют База. Друзья детства — Асиком. Среди друзей-велогонщиков я — Шамиль

Семейное положение
Женат, супругу зовут Севиль, сына — Алан, ему исполнилось ровно год

Самая интересная книга, которую Вы прочли
Мастер и Маргарита Булгакова. Интересно было перечитывать.

Любимые актер и актриса
Актер — Венсан Кассель, актриса — Моника Белуччи естественно (смеется)

Какой фильм Вы смотрите чаще всего?
Мимино

Ваш лучший друг в футболе
В жизни у меня один настоящий друг. Мы с ним познакомились в университете. Остальные — очень хорошие товарищи. Хотел бы дружить с Сашей Винокуровым… но у нас разница в возрасте. Он больше, как брат

Любимое блюдо
Жареные кабачки с чесноком

Любимый город
Астана.

Ницца?
Не, мне Европа вообще не нравится. Я очень патриотичный человек. Все хотят там остаться, а меня наоборот домой тянет

Когда Вы плакали в последний раз?
Когда родился сын

В какой стране мира мечтаете побывать?
В Малайзии

Идеальный план на вечер
Провести с друзьями

Закончите фразу: «После того, как я занялся любовью…»
(смеется) Я промолчу

Самая сексуальная женщина, не считая Вашей жены
Моника Белуччи

Вы способны простить предательство или измену?
Нет

Последний каприз, который Вы себе позволили
Купил спортивный автомобиль Mitsubishi Evolution 9

Когда в последний раз напивались?
На день города, в Боровом

В чем нет недостатка у Вас в холодильнике?
У меня режим, приходится соблюдать диету и холодильник полупустой. А хотел бы, чтобы было много мороженого

Вы суеверны?
Нет. В рассыпанную соль и черную кошку не верю

Кем Вы стали бы, если бы не футбол?
Трудно предположить. До велоспорта я занимался многими видами спорта и у меня ничего не получалось. Как пришел в велоспорт, через месяц начал выигрывать. И я сразу решил стать профессионалом. Но у меня высшее образование в сфере туризма. Закончил ЕНУ им. Гумилева.

Какой подарок на день рождения Вам запомнился больше остальных?
Ничего такого особенного мне не дарили. Стандартные подарки

Автор: Абылай Каракозов
Источник: Спортивное обозрение

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Поделиться
Асан Базаев: «В Европе не останусь, жить буду в Казахстане»
Казахстанским читателям нашего собеседника представлять не надо. Любимец и надежда казахстанских болельщиков. Асан Базаев и в велоконюшне «Астана» не на последних ролях. Корреспонденты «СпортОбоза» встретились с ним в день триумфа «Астаны» на Тур де Франс. Но разговор был не об этом. Откровенно о команде, её руководстве, о себе самом — итак, Асан Базаев!

— Асан, 10 декабря 2008 года в Астане проходила презентация команды. Приезжали Вы, Контадор, Лефаймер, Попович. На встрече с журналистами Вы говорили о том, что мечтает выиграть «Милан-Сан-Ремо», потому что предпочитаете такие классические гонки. В тот раз Иохан Брюнель перед журналистами клятвенно обещал поддержать Вас в этом, но что-то не получилось. Что же произошло?
— В начале все шло по плану. Но потом что-то изменилось. Произошли определенные события, после которых стало тяжело, особенно, нам казахстанским гонщикам. И если бы на этих гонках лидером был Контадор или Армстронг, то команду положили бы под них…

— Но насколько мы помним Брюнель говорил, что команда сделает все, чтобы Базаев выигрывал такие классические гонки.
— У меня были развязаны руки, то есть меня не заставляли на кого-то работать, но лидером объявили Лэнса Армстронга, хотя там он «поймал» очень большое время.

— Отсюда с расстояния складывается такое ощущение, что Брюнель — это тень Армстронга.
— Да так и есть. Там где Армстронг — за его спиной выглядывает Брюнель.

— Получается в этой связке все-таки главнее Армстронг?
— Конечно. Потому что у Лэнса есть брэнд Lifestrong, в который привлекаются спонсорские миллионы именно под Армтсронга. Брюнель это понимает. И соответственно «прогибается».

— Андрей Мизуров в своем недавнем интервью сказал, что в команде «Астана» казахстанцев никто не уважает и определенно принижают. Что Вы скажете об этом?
— Трудно сказать однозначно. Здесь, можно сказать, есть две стороны медали. Если бы в команде не было столько лидеров… В других командах нет Контадора, Армстронга, Лефаймера, того же Клодена. Например, Макс (Иглинский — авт.) в «Мильраме» был лидером, хотя он и иностранец, и если на хороших гонках он говорил, что готов — вся команда работала на него. Никто не заставлял его подвозить воду, еду для других — не вешали работу грегари. А тут попадаешь в такую команду, в которой много хороших гонщиков…

— Команда формально казахстанская, а по сути…
— Да. Также и Макс. Он попал в «Астану», и не может реализовать себя, а ведь он хороший гонщик, который может «ехать», например, на гонку «Париж-Ницца». Для «Тур де Франс» он ещё молодой. Есть такие гонки как «Дофине Либере», «Тур Каталонии», но туда едет Клоден и автоматически становится лидером и, ты уже с этим ничего не поделаешь.

— Армстронг и Брюнель объявили о создании собственной велоконюшни «RadioShack». При этом, если останется Контадор и вернется Винокруров, не случится опять раздвоение в команде?
— Я думаю, нет. В году очень много гонок. Для Контадора самая главная — «Тур де Франс». А Саша туда не поедет. В велоспорте, если на гонщика попало пятно по допингу, то на ту же гонку он уже автоматически не допускается. Да и Контадор в хороших отношениях с Сашей Винокуровым. Когда они встречаются, то очень хорошо общаются и Альберто часто берет у него советы. Винокуров пользуется очень большим авторитетом среди гонщиков.

— С приходом Винокурова ситуация в команде изменится в лучшую сторону для наших гонщиков?
— Конечно. В первый год, когда в команде были Бивер, Винокуров, Кашечкин, чувствовалась, что это наша — казахстанская команда. Такого сейчас нет.

— Асан, не секрет, что в команде сложилось определенное разделение по группам гонщиков, хотя Армстронг всегда утверждает что Астана — это единая команда.
— Ну, это естественно. При встрече мы произносим дежурные приветствия, спрашиваем друг у друга как дела для поддержания разговора, а в остальных моментах европейцы общаются отдельно — скандинавы, швейцарцы — американцы отдельно, казахстанцы сами по себе.

— Такая атмосфера во всех командах?
— Я не знаю как насчет других команд. В «Либерти» испанцы общались только между собой, так как в команде их было 80% (!!! — авт.), официальный язык общения был испанский. В нашей команде испанцы не говорят на английском и общаются между собой. Мы, казахстанцы, держимся вместе.

— В команде есть молодые казахстанские гонщики. Почему мы практически не видим их на гонках?
— Они участвуют в гонках, но тяжело в 22 года стать заметным. Я в профессионалы попал в 25 лет. И в первый год мне было очень тяжело. Все равно это другая кухня, и место под солнцем надо завоевать, тем более в такой команде, как наша. Когда молодежь едет на протуровские гонки, например, Киреев, Зейц, Купешев, они становятся «пушечным мясом». Это такая работа, при которой ребята не могут ни прикататься, ни себя показать. Они выполняют очень много тяжелой работы, и, в конце концов, или сходят с трассы, или потом очень долго приходят в себя.

— Очень щепетильный вопрос, который волновал болельщиков команды. Ситуация с двухнедельным отстранением тебя от гонок, в связи с неявкой на допинг-пробу. Не показалось ли тебе, что все получилось слишком предвзято по отношению к тебе со стороны Брюнеля?
— По сути из непонятной ситуации, Брюнель раздул практически сенсацию… Вообще и у меня, и у Макса Иглинского были шансы попасть на Тур де Франс… Возможно это было связано с тем, что Брюнель хотел поменять спонсоров, с финансовыми трениями, и с тем, что Армстронг давил на него, желая поехать на Тур с логотипом «Lifestrong».

— Когда стало понятно, что Брюнель с Армстронгом работают под себя и хотят создать свою команду — после возникновения финансовых проблем или до этого?
— Создать свою команду они планировали и ранее, но, видимо, из-за отсутствия средств не получилось. А момент, когда проект «Lifestrong» (фонд по борьбе с раком — Авт.) сильно раскрутился и получил мощную поддержку спонсоров, пришелся как раз на тот период финансовых неурядиц. Я слышал, что фонд за полгода собрал более 120 млн. долларов.

— В команде было два лидера — Армстронг и Контадор, и оба великие гонщики. А в чисто человеческом плане, какие они?
— У Контадора более европейская ментальность, причем он не владеет английским… Он не ведет себя вызывающе, показывая, что победитель «Тур де Франс». «Джиро де Италия» и «Вуэльты», что легендарная личность. Такого нет. Армстронг он другой, всем показывает, что он — звезда, типа Брэд Питт, преподносит себя как большую личность, персона с большой буквы.

— На фоне всех этих перипетий появилось мнение, которое имеет много сторонников, что на базе «Катюши», «Астаны» было бы лучше создать суперклуб в котором катались бы российские, казахстанские, белорусские, украинские, в общем, снговские гонщики.
— Я бы так и сделал. Думаю, что так было бы намного лучше для всех постсоветских гонщиков. Очень много хороших велосипедистов из СНГ, которым очень тяжело найти команду и подписать контракт в Про Туре, потому что и европейских гонщиков немало, и каждая команда, будь то итальянская, или французская, стараются привлечь своих. Даже если я и сильнее, возьмут своего. Это только в нашей команде не имеет значения национальная принадлежность гонщика. Я знаю Сергея Лагутина из Узбекистана, который является очень хорошим гонщиком. Конечно, он не такая звезда как Контадор, но может сделать очень много полезного команде. Таких примеров можно привести много. Есть украинские гонщики, белорусы…

— Надо поддерживать своих…
— Конечно. В 2005 году у меня было 6 побед. Самый мой лучший старт был «Тур де Лавенир» — «Тур де Франс» для молодых, и я его закончил третьим, взял зеленую майку лучшего спринтера. Через пять дней стартовал на Кубке Бельгии, и закончил его тоже третьим. И ни одна команда не предложила мне контракт, хотя были парни, которые выигрывали просто один этап и за ними бегали и предлагали контракты. Потому что я — иностранец. Я им был не нужен.

— Некоторые специалисты высказывают мнение, что гонщиков Про Тура надо лицензировать по примеру игроков НХЛ, ограничить их количество и тем самым повысить зрелищность, исключить лишних людей. Например, на «Тур де Франс» выезжают около 800 велогонщиков. Что ты думаешь об этом?
— Я думаю это нереально. В других видах спорта существует сезонность, ограниченное количество игр, короткие периоды матчей и т. д. Хоккеисты играют раз в неделю по 60 минут, а в велоспорте много стартов. В одной команде должно быть несколько составов. И они параллельно закрывают несколько гонок. У нас очень большой календарь и обойтись, даже двумя составами, очень трудно. Неделями по нескольку часов, на многие километры — в таких режимах нередко многие ломаются.

— Не кажется ли тебе, что, находясь, даже в родной казахстанской команде, в неравных условиях со звездами, ты не прогрессируешь как велогонщик, нет возможностей для профессионального роста?
— В этом году я мог бы выиграть «Тур Люксембурга», если бы мне не помешали в нашей же команде. Я мог закончить третьим гонки в Бельгии, но не подфартило, и, я за 4 километра до финиша попал в завал. В общем, мог сложиться неплохой сезон. Во всех классических гонках, в которых участвовал, я приезжал в первой группе. Мог бы выигрывать, но не хватало помощи от команды. На «Сан-Ремо» после последней горы Поджио я остался один, некому даже было вывести, прикрыть меня. На бельгийских «классиках» в первый год я был 15-м и считаю, что это вполне неплохо.

— Самая запоминающаяся для тебя победа?
— Конечно же, это «Тур Германии» в первый год моей профессиональной карьеры.

— Самое обидное поражение?
— «Тур Люксембурга» в этом году.

— Асан, с ребятами, которые по различным обстоятельствам оказались вне велоспорта, общаетесь? С тем же Андреем Кашечкиным.
— С Фофановым поддерживаю. С Кашечкиным немного сложнее. Он сам как-то отстранился. Я не знаю чем он занимается, что делает, собирается ли возвращаться.

— С Винокуровым поддерживаете отношения? Оказывает ли он попомщь как старший товарищ?
— Конечно, даже очень. Саша очень сильно нас поддерживает. Помогает советами, подсказывает. В первый год, когда мы с Максом Иглинским переехали в Ниццу, помогал найти жилье, открыть счета в банке, суетился вместе с нами.

— Как долго планируешь продолжать карьеру велогонщика?
— Пока нужен буду. Пока будут силы.

— Загадывать ещё рано, но все же, чем собираешься заниматься по окончании карьеры?
— Надеюсь, что к тому времени я заработаю энную сумму, которую можно будет куда-нибудь вложить. Возможно, займусь каким-нибудь делом. Если будут интересные предложения, останусь в велоспорте, функционером.

— А жить где будете?
— В любом случае, я вернусь на Родину. 100%. Приеду в Астану, буду жить здесь.

— Кроме велогонок, какие виды спорта Вам нравятся? За какие команды болеете?
— Скажем так, я не фанат, не болельщик. У нас в команде есть массажист Юрий Кулишкин — бывший боксер. Можно включить любой спортивный канал или трансляцию каких-либо мероприятий, например, по теннису, и, он расскажет и прокомментирует все: кто каким номером посеян, кто и как кого выиграл, кто в десятке и т. д. Или в боксе: кто кого тренировал, кто и как начинал, все го титулы. Он живет спортом. Одним словом фанат. До «Астаны» он работал в «Капеке», получал копейки и работал на чистом энтузиазме, потому что ему нравится ездить с нами на сборы, на соревнования, сама атмосфера. Я же в этом плане немного далек от спорта. А так, я люблю смотреть соревнования по плаванию на короткой, на длинной воде. Смотрю крупные спортивные события: чемпионаты мира по футболу, олимпиаду. Люблю зрелищные и интересные события в мире спорта.

— Есть ли у Вас кумиры в спорте?
— Когда я делал первые шаги в велоспорте, моим кумиром был Марко Пантани. А потом со временем я «остыл» и сейчас, просто по-человечески, уважаю Сашу Винокурова. В свое время я столкнулся со многими известными европейскими гонщиками. По телевизору они одни, а в жизни совсем другие. Какие-то… (задумался) Жадные до денег что ли… Ну, не знаю… Другой менталитет, в общем.

— В Астану часто приезжаете?
— По возможности. За этот год второй раз получается.

— В одном из интервью Вы сказали, что не хотели бы, чтобы Ваш сын пошел по стопам отца и выбрал карьеру велогонщика?
— Ну да. Очень тяжело в велоспорте. Я считаю, что лучше в футбол играть. (смеется)

— Как познакомились с супругой?
— Случайно. Тогда я выступал за сборную. У меня был отпуск. Это было в октябре, пятнадцатого насколько я помню. С друзьями ехали по городу, случайно увидели девушку на перекрестке, развернулись. И познакомились. Она у меня тоже астанчанка, как и я.

— Асан, благодаря Вашим успехам и успехам других наших гонщиков, в стране повысился интерес детей к велоспорту. Появилось много юных талантов. На чемпионатах Казахстана участвует много перспективной молодежи. Что Вы можете им пожелать? Совет от Асана Базаева.
— Сейчас для молодых гонщиков открываются широкие перспективы. И в плане технического оснащения сейчас ситуация намного лучше, чем раньше. И государство уделяет внимание велоспорту. Когда я начинал, тренером у меня был Кочетков, мы собирали велосипеды сами из старых запчастей, подручных материалов. Чистили, красили рамы… Возможностей было очень мало, а тем более куда-то выбиться. И мы на голом энтузиазме, тренировались и тренировались. Поэтому мой совет: ответственней относиться к тренировкам и стремиться к поставленной цели. Вознаграждены будут самые упорные. В нашем наборе, из 60 пришедших мальчишек, в конце концов, в большом спорте остались только Макс Иглинский и я. И снова повторюсь — сейчас много возможностей пробиться в большой спорт, и даже у самого маленького спортсмена должны быть большие амбиции.

Марко Пантани (итал. Marco Pantani, 13 января 1970, Чезена, Италия — 14 февраля 2004, Римини, Италия) — итальянский шоссейный велогонщик, один из лучших горных гонщиков за всё существование профессонального велоспорта. Пик его карьеры пришёлся на 1998 год, когда он выиграл Джиро д’Италия и Тур де Франс. За атакующий стиль езды и ношение банданы болельщики прозвали его Пиратом. Однако его карьера была окружена слухами, после того, как он в 1999 отказался от допинг-теста на Джиро д’Италия. В 2004, в возрасте 34 лет, он умер от передозировки кокаином в гостинице.
Профессиональные команды: 1992–1996 — Carrera, 1997–2003 — Mercatone Uno.

Анкета

Имя, Фамилия
Асан Базаев

Вид спорта
Велоспорт

Команда
«Астана»

Дата рождения
22.02.1981 г.

Амплуа
Никогда не задумывался… Велогонщик!

Прозвище
В команде меня называют База. Друзья детства — Асиком. Среди друзей-велогонщиков я — Шамиль

Семейное положение
Женат, супругу зовут Севиль, сына — Алан, ему исполнилось ровно год

Самая интересная книга, которую Вы прочли
Мастер и Маргарита Булгакова. Интересно было перечитывать.

Любимые актер и актриса
Актер — Венсан Кассель, актриса — Моника Белуччи естественно (смеется)

Какой фильм Вы смотрите чаще всего?
Мимино

Ваш лучший друг в футболе
В жизни у меня один настоящий друг. Мы с ним познакомились в университете. Остальные — очень хорошие товарищи. Хотел бы дружить с Сашей Винокуровым… но у нас разница в возрасте. Он больше, как брат

Любимое блюдо
Жареные кабачки с чесноком

Любимый город
Астана.

Ницца?
Не, мне Европа вообще не нравится. Я очень патриотичный человек. Все хотят там остаться, а меня наоборот домой тянет

Когда Вы плакали в последний раз?
Когда родился сын

В какой стране мира мечтаете побывать?
В Малайзии

Идеальный план на вечер
Провести с друзьями

Закончите фразу: «После того, как я занялся любовью…»
(смеется) Я промолчу

Самая сексуальная женщина, не считая Вашей жены
Моника Белуччи

Вы способны простить предательство или измену?
Нет

Последний каприз, который Вы себе позволили
Купил спортивный автомобиль Mitsubishi Evolution 9

Когда в последний раз напивались?
На день города, в Боровом

В чем нет недостатка у Вас в холодильнике?
У меня режим, приходится соблюдать диету и холодильник полупустой. А хотел бы, чтобы было много мороженого

Вы суеверны?
Нет. В рассыпанную соль и черную кошку не верю

Кем Вы стали бы, если бы не футбол?
Трудно предположить. До велоспорта я занимался многими видами спорта и у меня ничего не получалось. Как пришел в велоспорт, через месяц начал выигрывать. И я сразу решил стать профессионалом. Но у меня высшее образование в сфере туризма. Закончил ЕНУ им. Гумилева.

Какой подарок на день рождения Вам запомнился больше остальных?
Ничего такого особенного мне не дарили. Стандартные подарки

Автор: Абылай Каракозов
Источник: Спортивное обозрение

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!