Женский киберспорт в Казахстане - миф или реальность?
Фото из группы "BRAVO VemsFemina" в ВКонтакте
Существует такой стереотип, что киберспорт - это мужское занятие. Опровергнуть его корреспонденту Vesti.kz помогли две девушки - основатель и менеджер киберспортивного проекта BRAVO VemsFemina Мадина Камзина, а также капитан команды по Dota 2 Рау Турсунова. Мы встретились в компьютерном клубе QWERTY, где за игрой в Mortal Kombat обсудили проблемы казахстанского киберспорта, поговорили о хобби и любимых играх.
Разговор свой мы решили начать с уникального для Казахстана киберспортивного проекта BRAVO VemsFemina, основная цель которого нести в массы электронные виды спорта.
- Камзина (К): BRAVO VemsFemina это киберспортивный проект, в котором помимо организационной работы, есть и два состава по дисциплинам Counter-Strike и Dota 2. Мы проводили закрытые турниры, на которых делали косплеи - переодевались в героев разных игр, таким образом всячески пытались разнообразить киберспортивные мероприятия.
- Есть ли какие то требования для вступления в ваши команды?
- (К) У нас есть испытательный период, который состоит из трех этапов. Сначала кандидатка проходит собеседование, бывает и не одно, длится оно несколько часов. Вот так словесно мы пытаемся понять, подходит ли нам девочка или нет. Второй этап - это игра, от одной и более, сколько потребуется, чтобы узнать, как девушка чувствует себя в команде, на какой роли играет, что она из себя представляет, и насколько она понимает саму дисциплину. Третий и самый длительный этап длится от двух недель до полугода, и зависит от самого игрока - его действий и активности.
- И часто ли новая девочка не подходила составу?
- (К) Бывало, что девочка только вступила и сразу же ушла по собственному желанию. На самом деле, есть очень много факторов, которые мешают нормальной игре в команде. Например, у кого то из девушек нет понимания игры, у кого то завышенное самомнение. Было такое, что девушки приходили для своих целей, знакомств с парнями или прославиться, и это частая причина. Потому что у нас есть фанаты в разных странах.
- То есть ваш проект знают не только в Казахстане, но и заграницей?
- (К) У нас друзья во многих странах, фанаты и просто люди, которые хотят нас поддержать. У нас есть девочка Айгера, которую, без преувеличения можно назвать самой популярной девушкой-геймером в Казахстане. У нее есть своя база фанатов, и что бы с ней увидеться ребята приезжали из России и Кыргызстана.
- Можно ли сказать, что женская команда это одна семья?
- (К) Ну, не то чтобы семья, но мы все подруги, стараемся вне игры встречаться, общаться. Если бы у кого то была возможность увидеть наше общение в живую, то он бы узнал, что мы общаемся на самые различные темы, то есть не только Dota. Бывало, что наши фанаты даже водили нас в кафе, чтобы просто пообщаться с нами и поддержать команду.
- У вас есть какие то достижения на профессиональной сцене?
- (К) Мы зарегистрированы на женский онлайн турнир Vake, который состоится 27-го октября, и он примечателен тем, что билеты на просмотр игр продаются уже сейчас на Dota TV. До этого еще был Game Ring, где мы заняли 13-е место среди женских команд, и третье место на турнире CGAMES. Но такие турниры с хорошим освещением и комментированием - большая редкость. Когда-нибудь на казахстанские турниры тоже будут продавать билеты, наверное. Турсунова (Т): Принимать же участие в онлайн турнирах, о которых мало кто знает, мы не видим смысла, потому что это никак не помогает в развитии команды.
- Рау, ты ведь не просто играешь, но и транслируешь, как давно?
- (Т) Ну именно трансляциями я занимаюсь всего месяца два. Начала с игры Outlast, потому что она мне очень нравится, и хотелось показать различные стороны игры, и сделать это не на уровне любителей, а именно профессионально.
- Это никак не мешает твоей игре в команде, может как то сказывается на тренировках?
- (Т) Нет, не мешает, сейчас у меня много свободного времени, и я успеваю делать и то и то. (К) Когда она была очень сильно загружена, она успевала и учиться, и стримить, и чемпионаты проводить, и смотреть трансляции крупных турниров.
- Игры и тренировки как то сказываются на личной жизни?
- (Т) Нет, парень тоже этим занимался, и поэтому проблем не было. (К) мы знаем очень много пар, которые вместе играют, и достаточно профессионально. В дисциплину World of Tanks целыми семьями играют.
- Что вы думаете по поводу киберпорта в Казахстане?
- (Т) В стране достаточно много геймеров, но это никак не развивается. Это плохо организовывается, максимум, что у нас делают, это проводят турниры. А вот каких либо развлекательных мероприятий очень мало. Когда то был OSPL, куда приглашали звезд, это последнее, что я помню.
- 19 октября, ваша команда приняла участие в алматинском турнире City Wars, где вы вошли в топ-8 лучших команд. Сложно конкурировать с мужскими коллективами?
- (Т) Мы стараемся играть с парнями. Во-первых, это лучший опыт, и разница очень чувствуется. Многие девушки совершают очень наивные ошибки, несмотря на то, что они давно играют. Но распознать с кем ты играешь, девушка это или парень, не так уж и просто.
- С кем из европейских команд вам хотелось бы сыграть?
- (Т) Мне очень импонирует команда Na’Vi, точнее Даниил "Dendi" Ишутин, но сыграть хотелось бы с любой профессиональной командой, набраться опыта и проверить себя. Если же брать одну конкретную команду, то сыграли бы с NewBee. Мне нравится, что у них очень все стабильно, хотя иногда играют достаточно скучно. Помериться силами с игроками этой команды, было бы невероятно для меня. У них все так сыграно и стабильно, как будто играет один игрок и управляет всеми пятью персонажами.
- Среди китайских команд есть хоть одна знаменитая женская?
- (К) LGD! Девушки популярны своими фото-сессиями, про уровень игры ничего сказать не могу.
- А среди европейских команд такие есть?
- (Т) В основном в России. В частности это команда Azaza, занявшая второе место на турнире GameRing. (К) Мое мнение, что эти команды, просто менее публичны. Обычно все команды идут под эгидой какой-либо киберспортивной организации, а женские коллективы чаще позиционируются как маркетинговый инструмент. Очень редко в женские команды набирают игроков, чья модельная внешность соответствует их уровню игры. Не каждая сильная команда, по своим качествам может претендовать на обложку какого-то журнала.
- Как аудитория относится к вашей команде, не бывает такого, что бы парни удивлялись, когда узнавали, что соперник – девушки?
- (К) Конечно бывает, даже если девушка играет в косынку, все-равно кто-нибудь скажет - иди, вари борщ. Для многих парней, если девушка поддерживает его интересы, это круто. То же самое для геймеров, если его вторая половинка поддерживает его, то это меньше конфликтов в отношениях. Говорят же, девушка-support, идеальная пара для тебя (смеется).
- На последнем турнире с вашим участием вы были единственной женской командой. Как отнеслись к этому другие участники?
- (Т) На одной из игр соперники сказали "Да мы вас вчетвером спокойно выиграем", не смотря на то, что они нас впервые видят, не знают как мы играем, и спокойно говорят нам это в лицо. В итоге на 14-й минуте, со счетом 1:28, сдаются и тихо уходят. Подобная ситуация была и на TechLabs’e в 2011-м году. Соперник нас недооценил, что в итоге вылилось в их поражении. Игру девочек транслировали на большом экране, и когда наша команда выиграла в сражениях, была огромная поддержка от публики.
- Когда ты играешь в интернете, ты афишируешь, что за девайсами девушка?
- (Т) Нет, все семь лет, что я играю, я писала от мужского лица. (К) На самом деле, среди геймеров 49 процентов - это девушки, просто парни об этом не знают.
- Как вы думаете, киберспорт - это часть спорта, или это что то отдельное?
- (К) Я думаю, если киберспортивные матчи транслируют на топовых спортивных телеканалах, а игроков отправляют на турниры по олимпийской визе, в ВУЗах существуют кафедры киберспорта, то я думаю, что да киберспорт - это часть спорта. (Т) Это такой спорт, равносильный шахматам, он развивает интеллектуальные стороны.
- Можно сказать, что киберспорт помогает в реальной жизни?
- (К) Очень много! Не только развивает какие то качества, но и помогает в расширении кругозора. Например, человек, который играет в World of Tanks, может лучше разбираться в танках, в тонкостях техники больше, чем человек, который служил в армии. В Dota развиваются качества по работе в команде - тактика, реакция. Сколько видов тактик можно придумать на одной карте, при всей вариации персонажей, заклинаний и предметов. Я знаю, что во многих топовых бизнес-компаниях, играют в стратегии, стрелялки и так далее. (Т) Один очень хороший знакомый сказал мне, что игры помогают сначала думать, а потом делать. Это очень помогает в жизни.
- Характерные женские качества как-то сказываются на вашей игре?
- (К) Девушка-геймер отличается от парня тем, что во время игры, она может совершить, что то из ряда вон выходящее, что поставит соперника в замешательство. В частности, в нашей команде по Counter-Strike была девочка, которая могла просто куда то убежать, или растеряться, но при этом принести огромную пользу команде в виде добытых фрагов. Но бывает и наоборот (смеется). (Т) Ты на эмоциях можешь натворить такой фигни, что может помешать победе.
- Девушки следят за мировыми чемпионатами по Dota 2?
- (Т) Да следим, в частности за StarLadder и за The International. Потому что во время просмотра можно узнать что то новенькое, новые связки между персонажами и тактику.
- Как родители относятся к тому, что ты играешь?
- (Т) В начале, мама говорила, что все эти игрушки это пустая трата времени. Но потом я показала ей на каком это уровне, и как к киберспорту относятся люди. Затем мы начали набирать популярность, и мама уже точно утвердилась в том, что я делаю что-то серьезное.
- На всех серьезных турнирах есть комментаторы и аналитики, а в Казахстане такие есть?
- (К) У нас скорее топовые игроки пробуют себя в этой сфере, но из этого мало что получается. На самом деле, было бы отлично, если на турнирах в Казахстане будут комментаторы, потому что не у всех ребят есть возможность посетить турнир, но посмотреть его хотелось бы. В идеале нужно, чтобы это был какой-то радио-ведущий, с огромным багажом комментирования за спиной, с приятным голосом и подвешенным языком.
- Какие увлечения у команды есть помимо игр?
- (К) Я горжусь своими девочками, потому что на самом деле, они очень талантливые и разносторонние. Почти все девочки хорошо рисуют и танцуют.
- Как вы думаете, что нужно сделать для развития киберспорта в Казахстане?
- (К) Я думаю, что нужно расставлять правильные приоритеты для его развития, а не упор на финансы. Более того, люди, которые не связаны с киберспортом, они просто ищут выгоду в этой сфере. Киберспорту Казахстана необходимы такие люди как Arbalet, которые бы развивали это направление, не думая о финансовой выгоде, а думали, как это поможет отечественным киберспортсменам. Когда есть поддержка, есть и отдача. Если все наши задумки получатся, то с нашей стороны мы постараемся сделать многое. Общими усилиями можно поднять киберспорт, геймеры ждут этого. (Т) Для этого нужно уметь рисковать. (К) Киберспорт это, безусловно, долгосрочные инвестиции и для этого нужно терпение.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Существует такой стереотип, что киберспорт - это мужское занятие. Опровергнуть его корреспонденту Vesti.kz помогли две девушки - основатель и менеджер киберспортивного проекта BRAVO VemsFemina Мадина Камзина, а также капитан команды по Dota 2 Рау Турсунова. Мы встретились в компьютерном клубе QWERTY, где за игрой в Mortal Kombat обсудили проблемы казахстанского киберспорта, поговорили о хобби и любимых играх.
Разговор свой мы решили начать с уникального для Казахстана киберспортивного проекта BRAVO VemsFemina, основная цель которого нести в массы электронные виды спорта.
- Камзина (К): BRAVO VemsFemina это киберспортивный проект, в котором помимо организационной работы, есть и два состава по дисциплинам Counter-Strike и Dota 2. Мы проводили закрытые турниры, на которых делали косплеи - переодевались в героев разных игр, таким образом всячески пытались разнообразить киберспортивные мероприятия.
- Есть ли какие то требования для вступления в ваши команды?
- (К) У нас есть испытательный период, который состоит из трех этапов. Сначала кандидатка проходит собеседование, бывает и не одно, длится оно несколько часов. Вот так словесно мы пытаемся понять, подходит ли нам девочка или нет. Второй этап - это игра, от одной и более, сколько потребуется, чтобы узнать, как девушка чувствует себя в команде, на какой роли играет, что она из себя представляет, и насколько она понимает саму дисциплину. Третий и самый длительный этап длится от двух недель до полугода, и зависит от самого игрока - его действий и активности.
- И часто ли новая девочка не подходила составу?
- (К) Бывало, что девочка только вступила и сразу же ушла по собственному желанию. На самом деле, есть очень много факторов, которые мешают нормальной игре в команде. Например, у кого то из девушек нет понимания игры, у кого то завышенное самомнение. Было такое, что девушки приходили для своих целей, знакомств с парнями или прославиться, и это частая причина. Потому что у нас есть фанаты в разных странах.
- То есть ваш проект знают не только в Казахстане, но и заграницей?
- (К) У нас друзья во многих странах, фанаты и просто люди, которые хотят нас поддержать. У нас есть девочка Айгера, которую, без преувеличения можно назвать самой популярной девушкой-геймером в Казахстане. У нее есть своя база фанатов, и что бы с ней увидеться ребята приезжали из России и Кыргызстана.
- Можно ли сказать, что женская команда это одна семья?
- (К) Ну, не то чтобы семья, но мы все подруги, стараемся вне игры встречаться, общаться. Если бы у кого то была возможность увидеть наше общение в живую, то он бы узнал, что мы общаемся на самые различные темы, то есть не только Dota. Бывало, что наши фанаты даже водили нас в кафе, чтобы просто пообщаться с нами и поддержать команду.
- У вас есть какие то достижения на профессиональной сцене?
- (К) Мы зарегистрированы на женский онлайн турнир Vake, который состоится 27-го октября, и он примечателен тем, что билеты на просмотр игр продаются уже сейчас на Dota TV. До этого еще был Game Ring, где мы заняли 13-е место среди женских команд, и третье место на турнире CGAMES. Но такие турниры с хорошим освещением и комментированием - большая редкость. Когда-нибудь на казахстанские турниры тоже будут продавать билеты, наверное. Турсунова (Т): Принимать же участие в онлайн турнирах, о которых мало кто знает, мы не видим смысла, потому что это никак не помогает в развитии команды.
- Рау, ты ведь не просто играешь, но и транслируешь, как давно?
- (Т) Ну именно трансляциями я занимаюсь всего месяца два. Начала с игры Outlast, потому что она мне очень нравится, и хотелось показать различные стороны игры, и сделать это не на уровне любителей, а именно профессионально.
- Это никак не мешает твоей игре в команде, может как то сказывается на тренировках?
- (Т) Нет, не мешает, сейчас у меня много свободного времени, и я успеваю делать и то и то. (К) Когда она была очень сильно загружена, она успевала и учиться, и стримить, и чемпионаты проводить, и смотреть трансляции крупных турниров.
- Игры и тренировки как то сказываются на личной жизни?
- (Т) Нет, парень тоже этим занимался, и поэтому проблем не было. (К) мы знаем очень много пар, которые вместе играют, и достаточно профессионально. В дисциплину World of Tanks целыми семьями играют.
- Что вы думаете по поводу киберпорта в Казахстане?
- (Т) В стране достаточно много геймеров, но это никак не развивается. Это плохо организовывается, максимум, что у нас делают, это проводят турниры. А вот каких либо развлекательных мероприятий очень мало. Когда то был OSPL, куда приглашали звезд, это последнее, что я помню.
- 19 октября, ваша команда приняла участие в алматинском турнире City Wars, где вы вошли в топ-8 лучших команд. Сложно конкурировать с мужскими коллективами?
- (Т) Мы стараемся играть с парнями. Во-первых, это лучший опыт, и разница очень чувствуется. Многие девушки совершают очень наивные ошибки, несмотря на то, что они давно играют. Но распознать с кем ты играешь, девушка это или парень, не так уж и просто.
- С кем из европейских команд вам хотелось бы сыграть?
- (Т) Мне очень импонирует команда Na’Vi, точнее Даниил "Dendi" Ишутин, но сыграть хотелось бы с любой профессиональной командой, набраться опыта и проверить себя. Если же брать одну конкретную команду, то сыграли бы с NewBee. Мне нравится, что у них очень все стабильно, хотя иногда играют достаточно скучно. Помериться силами с игроками этой команды, было бы невероятно для меня. У них все так сыграно и стабильно, как будто играет один игрок и управляет всеми пятью персонажами.
- Среди китайских команд есть хоть одна знаменитая женская?
- (К) LGD! Девушки популярны своими фото-сессиями, про уровень игры ничего сказать не могу.
- А среди европейских команд такие есть?
- (Т) В основном в России. В частности это команда Azaza, занявшая второе место на турнире GameRing. (К) Мое мнение, что эти команды, просто менее публичны. Обычно все команды идут под эгидой какой-либо киберспортивной организации, а женские коллективы чаще позиционируются как маркетинговый инструмент. Очень редко в женские команды набирают игроков, чья модельная внешность соответствует их уровню игры. Не каждая сильная команда, по своим качествам может претендовать на обложку какого-то журнала.
- Как аудитория относится к вашей команде, не бывает такого, что бы парни удивлялись, когда узнавали, что соперник – девушки?
- (К) Конечно бывает, даже если девушка играет в косынку, все-равно кто-нибудь скажет - иди, вари борщ. Для многих парней, если девушка поддерживает его интересы, это круто. То же самое для геймеров, если его вторая половинка поддерживает его, то это меньше конфликтов в отношениях. Говорят же, девушка-support, идеальная пара для тебя (смеется).
- На последнем турнире с вашим участием вы были единственной женской командой. Как отнеслись к этому другие участники?
- (Т) На одной из игр соперники сказали "Да мы вас вчетвером спокойно выиграем", не смотря на то, что они нас впервые видят, не знают как мы играем, и спокойно говорят нам это в лицо. В итоге на 14-й минуте, со счетом 1:28, сдаются и тихо уходят. Подобная ситуация была и на TechLabs’e в 2011-м году. Соперник нас недооценил, что в итоге вылилось в их поражении. Игру девочек транслировали на большом экране, и когда наша команда выиграла в сражениях, была огромная поддержка от публики.
- Когда ты играешь в интернете, ты афишируешь, что за девайсами девушка?
- (Т) Нет, все семь лет, что я играю, я писала от мужского лица. (К) На самом деле, среди геймеров 49 процентов - это девушки, просто парни об этом не знают.
- Как вы думаете, киберспорт - это часть спорта, или это что то отдельное?
- (К) Я думаю, если киберспортивные матчи транслируют на топовых спортивных телеканалах, а игроков отправляют на турниры по олимпийской визе, в ВУЗах существуют кафедры киберспорта, то я думаю, что да киберспорт - это часть спорта. (Т) Это такой спорт, равносильный шахматам, он развивает интеллектуальные стороны.
- Можно сказать, что киберспорт помогает в реальной жизни?
- (К) Очень много! Не только развивает какие то качества, но и помогает в расширении кругозора. Например, человек, который играет в World of Tanks, может лучше разбираться в танках, в тонкостях техники больше, чем человек, который служил в армии. В Dota развиваются качества по работе в команде - тактика, реакция. Сколько видов тактик можно придумать на одной карте, при всей вариации персонажей, заклинаний и предметов. Я знаю, что во многих топовых бизнес-компаниях, играют в стратегии, стрелялки и так далее. (Т) Один очень хороший знакомый сказал мне, что игры помогают сначала думать, а потом делать. Это очень помогает в жизни.
- Характерные женские качества как-то сказываются на вашей игре?
- (К) Девушка-геймер отличается от парня тем, что во время игры, она может совершить, что то из ряда вон выходящее, что поставит соперника в замешательство. В частности, в нашей команде по Counter-Strike была девочка, которая могла просто куда то убежать, или растеряться, но при этом принести огромную пользу команде в виде добытых фрагов. Но бывает и наоборот (смеется). (Т) Ты на эмоциях можешь натворить такой фигни, что может помешать победе.
- Девушки следят за мировыми чемпионатами по Dota 2?
- (Т) Да следим, в частности за StarLadder и за The International. Потому что во время просмотра можно узнать что то новенькое, новые связки между персонажами и тактику.
- Как родители относятся к тому, что ты играешь?
- (Т) В начале, мама говорила, что все эти игрушки это пустая трата времени. Но потом я показала ей на каком это уровне, и как к киберспорту относятся люди. Затем мы начали набирать популярность, и мама уже точно утвердилась в том, что я делаю что-то серьезное.
- На всех серьезных турнирах есть комментаторы и аналитики, а в Казахстане такие есть?
- (К) У нас скорее топовые игроки пробуют себя в этой сфере, но из этого мало что получается. На самом деле, было бы отлично, если на турнирах в Казахстане будут комментаторы, потому что не у всех ребят есть возможность посетить турнир, но посмотреть его хотелось бы. В идеале нужно, чтобы это был какой-то радио-ведущий, с огромным багажом комментирования за спиной, с приятным голосом и подвешенным языком.
- Какие увлечения у команды есть помимо игр?
- (К) Я горжусь своими девочками, потому что на самом деле, они очень талантливые и разносторонние. Почти все девочки хорошо рисуют и танцуют.
- Как вы думаете, что нужно сделать для развития киберспорта в Казахстане?
- (К) Я думаю, что нужно расставлять правильные приоритеты для его развития, а не упор на финансы. Более того, люди, которые не связаны с киберспортом, они просто ищут выгоду в этой сфере. Киберспорту Казахстана необходимы такие люди как Arbalet, которые бы развивали это направление, не думая о финансовой выгоде, а думали, как это поможет отечественным киберспортсменам. Когда есть поддержка, есть и отдача. Если все наши задумки получатся, то с нашей стороны мы постараемся сделать многое. Общими усилиями можно поднять киберспорт, геймеры ждут этого. (Т) Для этого нужно уметь рисковать. (К) Киберспорт это, безусловно, долгосрочные инвестиции и для этого нужно терпение.
Разговор свой мы решили начать с уникального для Казахстана киберспортивного проекта BRAVO VemsFemina, основная цель которого нести в массы электронные виды спорта.
- Камзина (К): BRAVO VemsFemina это киберспортивный проект, в котором помимо организационной работы, есть и два состава по дисциплинам Counter-Strike и Dota 2. Мы проводили закрытые турниры, на которых делали косплеи - переодевались в героев разных игр, таким образом всячески пытались разнообразить киберспортивные мероприятия.
- Есть ли какие то требования для вступления в ваши команды?
- (К) У нас есть испытательный период, который состоит из трех этапов. Сначала кандидатка проходит собеседование, бывает и не одно, длится оно несколько часов. Вот так словесно мы пытаемся понять, подходит ли нам девочка или нет. Второй этап - это игра, от одной и более, сколько потребуется, чтобы узнать, как девушка чувствует себя в команде, на какой роли играет, что она из себя представляет, и насколько она понимает саму дисциплину. Третий и самый длительный этап длится от двух недель до полугода, и зависит от самого игрока - его действий и активности.
- И часто ли новая девочка не подходила составу?
- (К) Бывало, что девочка только вступила и сразу же ушла по собственному желанию. На самом деле, есть очень много факторов, которые мешают нормальной игре в команде. Например, у кого то из девушек нет понимания игры, у кого то завышенное самомнение. Было такое, что девушки приходили для своих целей, знакомств с парнями или прославиться, и это частая причина. Потому что у нас есть фанаты в разных странах.
- То есть ваш проект знают не только в Казахстане, но и заграницей?
- (К) У нас друзья во многих странах, фанаты и просто люди, которые хотят нас поддержать. У нас есть девочка Айгера, которую, без преувеличения можно назвать самой популярной девушкой-геймером в Казахстане. У нее есть своя база фанатов, и что бы с ней увидеться ребята приезжали из России и Кыргызстана.
- Можно ли сказать, что женская команда это одна семья?
- (К) Ну, не то чтобы семья, но мы все подруги, стараемся вне игры встречаться, общаться. Если бы у кого то была возможность увидеть наше общение в живую, то он бы узнал, что мы общаемся на самые различные темы, то есть не только Dota. Бывало, что наши фанаты даже водили нас в кафе, чтобы просто пообщаться с нами и поддержать команду.
- У вас есть какие то достижения на профессиональной сцене?
- (К) Мы зарегистрированы на женский онлайн турнир Vake, который состоится 27-го октября, и он примечателен тем, что билеты на просмотр игр продаются уже сейчас на Dota TV. До этого еще был Game Ring, где мы заняли 13-е место среди женских команд, и третье место на турнире CGAMES. Но такие турниры с хорошим освещением и комментированием - большая редкость. Когда-нибудь на казахстанские турниры тоже будут продавать билеты, наверное. Турсунова (Т): Принимать же участие в онлайн турнирах, о которых мало кто знает, мы не видим смысла, потому что это никак не помогает в развитии команды.
- Рау, ты ведь не просто играешь, но и транслируешь, как давно?
- (Т) Ну именно трансляциями я занимаюсь всего месяца два. Начала с игры Outlast, потому что она мне очень нравится, и хотелось показать различные стороны игры, и сделать это не на уровне любителей, а именно профессионально.
- Это никак не мешает твоей игре в команде, может как то сказывается на тренировках?
- (Т) Нет, не мешает, сейчас у меня много свободного времени, и я успеваю делать и то и то. (К) Когда она была очень сильно загружена, она успевала и учиться, и стримить, и чемпионаты проводить, и смотреть трансляции крупных турниров.
- Игры и тренировки как то сказываются на личной жизни?
- (Т) Нет, парень тоже этим занимался, и поэтому проблем не было. (К) мы знаем очень много пар, которые вместе играют, и достаточно профессионально. В дисциплину World of Tanks целыми семьями играют.
- Что вы думаете по поводу киберпорта в Казахстане?
- (Т) В стране достаточно много геймеров, но это никак не развивается. Это плохо организовывается, максимум, что у нас делают, это проводят турниры. А вот каких либо развлекательных мероприятий очень мало. Когда то был OSPL, куда приглашали звезд, это последнее, что я помню.
- 19 октября, ваша команда приняла участие в алматинском турнире City Wars, где вы вошли в топ-8 лучших команд. Сложно конкурировать с мужскими коллективами?
- (Т) Мы стараемся играть с парнями. Во-первых, это лучший опыт, и разница очень чувствуется. Многие девушки совершают очень наивные ошибки, несмотря на то, что они давно играют. Но распознать с кем ты играешь, девушка это или парень, не так уж и просто.
- С кем из европейских команд вам хотелось бы сыграть?
- (Т) Мне очень импонирует команда Na’Vi, точнее Даниил "Dendi" Ишутин, но сыграть хотелось бы с любой профессиональной командой, набраться опыта и проверить себя. Если же брать одну конкретную команду, то сыграли бы с NewBee. Мне нравится, что у них очень все стабильно, хотя иногда играют достаточно скучно. Помериться силами с игроками этой команды, было бы невероятно для меня. У них все так сыграно и стабильно, как будто играет один игрок и управляет всеми пятью персонажами.
- Среди китайских команд есть хоть одна знаменитая женская?
- (К) LGD! Девушки популярны своими фото-сессиями, про уровень игры ничего сказать не могу.
- А среди европейских команд такие есть?
- (Т) В основном в России. В частности это команда Azaza, занявшая второе место на турнире GameRing. (К) Мое мнение, что эти команды, просто менее публичны. Обычно все команды идут под эгидой какой-либо киберспортивной организации, а женские коллективы чаще позиционируются как маркетинговый инструмент. Очень редко в женские команды набирают игроков, чья модельная внешность соответствует их уровню игры. Не каждая сильная команда, по своим качествам может претендовать на обложку какого-то журнала.
- Как аудитория относится к вашей команде, не бывает такого, что бы парни удивлялись, когда узнавали, что соперник – девушки?
- (К) Конечно бывает, даже если девушка играет в косынку, все-равно кто-нибудь скажет - иди, вари борщ. Для многих парней, если девушка поддерживает его интересы, это круто. То же самое для геймеров, если его вторая половинка поддерживает его, то это меньше конфликтов в отношениях. Говорят же, девушка-support, идеальная пара для тебя (смеется).
- На последнем турнире с вашим участием вы были единственной женской командой. Как отнеслись к этому другие участники?
- (Т) На одной из игр соперники сказали "Да мы вас вчетвером спокойно выиграем", не смотря на то, что они нас впервые видят, не знают как мы играем, и спокойно говорят нам это в лицо. В итоге на 14-й минуте, со счетом 1:28, сдаются и тихо уходят. Подобная ситуация была и на TechLabs’e в 2011-м году. Соперник нас недооценил, что в итоге вылилось в их поражении. Игру девочек транслировали на большом экране, и когда наша команда выиграла в сражениях, была огромная поддержка от публики.
- Когда ты играешь в интернете, ты афишируешь, что за девайсами девушка?
- (Т) Нет, все семь лет, что я играю, я писала от мужского лица. (К) На самом деле, среди геймеров 49 процентов - это девушки, просто парни об этом не знают.
- Как вы думаете, киберспорт - это часть спорта, или это что то отдельное?
- (К) Я думаю, если киберспортивные матчи транслируют на топовых спортивных телеканалах, а игроков отправляют на турниры по олимпийской визе, в ВУЗах существуют кафедры киберспорта, то я думаю, что да киберспорт - это часть спорта. (Т) Это такой спорт, равносильный шахматам, он развивает интеллектуальные стороны.
- Можно сказать, что киберспорт помогает в реальной жизни?
- (К) Очень много! Не только развивает какие то качества, но и помогает в расширении кругозора. Например, человек, который играет в World of Tanks, может лучше разбираться в танках, в тонкостях техники больше, чем человек, который служил в армии. В Dota развиваются качества по работе в команде - тактика, реакция. Сколько видов тактик можно придумать на одной карте, при всей вариации персонажей, заклинаний и предметов. Я знаю, что во многих топовых бизнес-компаниях, играют в стратегии, стрелялки и так далее. (Т) Один очень хороший знакомый сказал мне, что игры помогают сначала думать, а потом делать. Это очень помогает в жизни.
- Характерные женские качества как-то сказываются на вашей игре?
- (К) Девушка-геймер отличается от парня тем, что во время игры, она может совершить, что то из ряда вон выходящее, что поставит соперника в замешательство. В частности, в нашей команде по Counter-Strike была девочка, которая могла просто куда то убежать, или растеряться, но при этом принести огромную пользу команде в виде добытых фрагов. Но бывает и наоборот (смеется). (Т) Ты на эмоциях можешь натворить такой фигни, что может помешать победе.
- Девушки следят за мировыми чемпионатами по Dota 2?
- (Т) Да следим, в частности за StarLadder и за The International. Потому что во время просмотра можно узнать что то новенькое, новые связки между персонажами и тактику.
- Как родители относятся к тому, что ты играешь?
- (Т) В начале, мама говорила, что все эти игрушки это пустая трата времени. Но потом я показала ей на каком это уровне, и как к киберспорту относятся люди. Затем мы начали набирать популярность, и мама уже точно утвердилась в том, что я делаю что-то серьезное.
- На всех серьезных турнирах есть комментаторы и аналитики, а в Казахстане такие есть?
- (К) У нас скорее топовые игроки пробуют себя в этой сфере, но из этого мало что получается. На самом деле, было бы отлично, если на турнирах в Казахстане будут комментаторы, потому что не у всех ребят есть возможность посетить турнир, но посмотреть его хотелось бы. В идеале нужно, чтобы это был какой-то радио-ведущий, с огромным багажом комментирования за спиной, с приятным голосом и подвешенным языком.
- Какие увлечения у команды есть помимо игр?
- (К) Я горжусь своими девочками, потому что на самом деле, они очень талантливые и разносторонние. Почти все девочки хорошо рисуют и танцуют.
- Как вы думаете, что нужно сделать для развития киберспорта в Казахстане?
- (К) Я думаю, что нужно расставлять правильные приоритеты для его развития, а не упор на финансы. Более того, люди, которые не связаны с киберспортом, они просто ищут выгоду в этой сфере. Киберспорту Казахстана необходимы такие люди как Arbalet, которые бы развивали это направление, не думая о финансовой выгоде, а думали, как это поможет отечественным киберспортсменам. Когда есть поддержка, есть и отдача. Если все наши задумки получатся, то с нашей стороны мы постараемся сделать многое. Общими усилиями можно поднять киберспорт, геймеры ждут этого. (Т) Для этого нужно уметь рисковать. (К) Киберспорт это, безусловно, долгосрочные инвестиции и для этого нужно терпение.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама