Бокс
18 ноября 2008 00:27
 

Доля сэнсея / Бокс

  Комментарии

Поделиться

Доля сэнсея / Бокс

У известного казахстанского тренера по боксу Аскарбека Газизова много воспитанников с именем – Рустам Ргебаев, Максат Бахтыбазаров, Бауржан Каирменов, и не только они. Но ни один из них не достиг больших высот, не становился чемпионом мира или призером Олимпиады, а сам наставник уже два года работает вне сборной страны. В интервью «Мегаполису» он рассказывает о непростой доле, бойцах и железе, а также о том, почему в Казахстане еще нескоро появится новый двукратный чемпион мира.

– Главный тренер сборной Казахстана Дамир Буданбеков в одном из интервью рассказал, что после Олимпиады премировали личных тренеров боксеров, выигравших медали, а ни наставнику команды, ни тренерскому штабу от государства никакого поощрения не было.

Поделиться
У известного казахстанского тренера по боксу Аскарбека Газизова много воспитанников с именем – Рустам Ргебаев, Максат Бахтыбазаров, Бауржан Каирменов, и не только они. Но ни один из них не достиг больших высот, не становился чемпионом мира или призером Олимпиады, а сам наставник уже два года работает вне сборной страны. В интервью «Мегаполису» он рассказывает о непростой доле, бойцах и железе, а также о том, почему в Казахстане еще нескоро появится новый двукратный чемпион мира.

– Главный тренер сборной Казахстана Дамир Буданбеков в одном из интервью рассказал, что после Олимпиады премировали личных тренеров боксеров, выигравших медали, а ни наставнику команды, ни тренерскому штабу от государства никакого поощрения не было.

– Здесь ситуация двойственная. С одной стороны, поощрять нужно, потому что успех – результат работы всех, кто трудится с командой. С другой же – именно личный тренер вместе с боксером пробиваются к звездам. И надо учитывать, что если наставнику сборной все поездки оплачивает государство, то личному тренеру нужно преодолевать многие трудности: искать спонсоров, решать многочисленные вопросы за боксера (включая его учебу) и отвечать за своего подопечного. К тому же все эти премии для тренера носят временный характер. Когда твой воспитанник чего-то добился – тебя поощряют. Если он выступает в национальной команде – зарплата возрастает. А как только, в силу разных причин, боец не входит в сборную – ты никому не нужен. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Это потребительское отношение, но оно существует не только в боксе.

– Среди ваших воспитанников чемпионы страны: Максат Бахтыбазаров, Бауржан Карменов, Рустам Ргебаев. С кем тяжелее всего произошло расставание?

– Каирменов и Бахтыбазаров ушли по-человечески. Они завершили карьеру практически на пике, почти одновременно обзавелись семьями. К ним претензий нет. А Рустам… с ним я работал девять с половиной лет. И когда у него появился реальный шанс попасть на Олимпиаду, ему предложили сменить тренера, выступать за Восточно-Казахстанскую область и посулили квартиру. Ргебаев согласился. И где он теперь?

– Правда ли, что Руслан Мырсатаев, выступивший в Пекине, в одном из спаррингов нокаутировал Ргебаева?

– Пока я работал с Рустамом – Мырсатаева он постоянно обыгрывал. А как он ушел к другому тренеру, то Руслан его трижды «ронял».

– В казахстанском спорте широко распространена практика «переманивания спортсменов». Насколько она мешает работать тренеру?

– Все зависит от самого боксера. Если он захочет уйти – уйдет. И заметьте, что в сборной на Олимпиаде выступали те, кто не менял наставников. Никогда! Хотя практика, о которой вы спрашиваете, существует. И она очень мешает. Был случай, когда мне из Тараза один человек привез Ербола Дутбаева. Это оказался его отец, и он сказал: «Хочу, чтобы сына тренировали именно вы». За короткое время парень попал в сборную, его даже планировали отправить на чемпионат мира в Таиланд в 2003-м. И что вы думаете? Ербола стали переманивать обратно в Тараз. Боксер изменился, перестал работать над собой. И больше о нем не слышно.

– Работая с каким боксером, вы испытывали наибольшее удовольствие?

– С Бахтыбазаровым. Ему часто многие говорили: что тебя сделал боксером именно тренер. И дело совсем не в технике. Технику можно поставить и обезьяне! Любое живое существо способно к обучению, но в боксе важна скорость мышления, быстрота реакции. И в этом с Максатом мы добились больших успехов.

– Есть ли у вас какой-то шаблон, по которому вы одинаково тренируете боксеров?

– Это распространенная ошибка, учить боксера так же, как и всех. Помнится, мне с тем же Максатом советовали работать над одним компонентом. А я подумал: почему должен кого-то слушать?! Ведь есть та же сталь. Она гибкая, ее трудно сломать. Но для каких-то нужд куда лучше чугун. Пускай он тяжелый, но у него есть свои преимущества. И боксеры – как железо! У каждого есть плюсы, минусы. И нужно отрабатывать лучшие качества. С тем же Каирменовым произошли очень хорошие перемены – он стал жестко, хлестко бить, шикарно проводить удары навстречу.

– Тогда почему при его хороших данных он не стал даже участником Олимпийских игр?

– Везение. Ему не везло. Катастрофически. После Олимпиады в Атланте, куда он не попал, Бауржан на неофициальном чемпионате мира – турнире в Галле – победил всех! Включая олимпийского чемпиона. Дважды отправив того в нокдаун…

– Бахыт Сарсекбаев как-то сказал, что порой гораздо сложнее победить в чемпионате Казахстана, чем на международном турнире, из-за интриг. Это так?

– Интриг очень, очень много. Мне не хочется приводить примеры, но скажу, что это осложняет работу многим тренерам, отталкивает талантливых боксеров от спорта.

– Вы говорили о потребительском отношении к тренерам. А знаете, что в зале бокса в Абае – родном городе Серика Сапиева – есть портреты спортивных звезд Казахстана, но Серика среди них нет?

– Я не могу в это поверить. Но если это так – то мне хочется сказать, что еще нескоро в Казахстане появится новый двукратный чемпион мира, как Сапиев. Вот трехкратный – возможно.

Говоря про Серика Сапиева, нужно сказать о том самом олимпийском везении. У Серика есть все: он прекрасный человек, технарь, трудяга, которого не нужно заставлять пахать. И тренер у него замечательный – Александр Стрельников. Но медаль с Игр Сапиев не привез. И хотя четвертьфинальный бой он провел плохо, но, на мой взгляд, тайцу он не проиграл.

– Вы действительно считаете, что в Казахстане еще нескоро появится новый двукратный чемпион мира?

– А откуда ему взяться? В Алматы боксом занимаются очень мало ребят. А в том же Аягузе, откуда я родом, много желающих, но мало залов. Да и не в залах дело. Боксеру для роста нужны выезды на сборы, турниры, а для многих чаще всего денег не находится…

И еще учтите одну вещь: многие тренеры не работают так, как могут. Потому что вынуждены подрабатывать, дабы прокормить семью.

– Если не секрет, сколько вы сейчас получаете?

– Так как у меня нет боксера в сборной, моя зарплата – 32 тысячи тенге. И мне было очень стыдно, что пришлось занимать деньги на свадьбу сына. Мне неприятно, что, отдав боксу много лет, я беру машину в кредит. Хотя такой не я один. Среди тренеров по боксу богатых людей нет.

– Многие тренеры уходят в бизнес, уезжают работать в тот же Китай. Это потеря для нашего бокса?

– В том, что кто-то работает в другой стране, ничего плохого не вижу. Тем самым эти люди доказывают, что являются хорошими специалистами. И при должном желании их можно вернуть в Казахстан. А вот уход наставников в бизнес… Знаете, я сейчас раздумываю над одним предложением, и если все получится, то в боксе не останусь, хотя желание поработать, воспитать боксера, о котором заговорят все, конечно же, есть. И таких, как я, очень много. А теперь представьте: если половина тренеров уйдет из бокса, кто будет работать с талантливыми ребятами?


Автор: Леонид ЮРЬЕВ
Источник: Мегаполис (megapolis.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Реклама

Живи спортом!