Садчиков Виктор Семенович: «В первую очередь, я спортсмен…»

Дорогие читатели, в преддверии Дня Великой Победы мы побывали в гостях у легенды казахстанского спорта и ветерана ВОВ Садчикова Виктора Семеновича и попросили его поделиться своими воспоминаниями. Ведь этому поистине Великому человеку, отдавшему более 25 лет своей жизни развитию казахстанского спорта, есть, что рассказать начинающим, и уже добившимся определенных успехов, спортсменам.

- Здравствуйте, уважаемый Виктор Семенович. Фонд развития спорта Казахстана и журнал «Алматы-спорт» поздравляет Вас с наступающим Днем Великой Победы и желает крепкого здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов во всех Ваших начинаниях. И, в знак уважения за неоценимый вклад в развитие казахстанского спорта мы хотели вручить Вам это благодарственное письмо.
- Спасибо. Я приятно удивлен и обрадован тем, что меня помнят. Как-то брали у меня интервью на телевидении, и оказалось, что у меня нет дикции, поэтому давать интервью для журнала мне, гораздо приятнее (смеется).

- Нашим читателям хотелось бы познакомиться с Вашей насыщенной биографией, как личной, так и спортивной.
- Родился я 15 июня 1926 года в Саратовской области Духовницкого района селе Багородское, это центр России…«матушка» Волга. Все люди там физически здоровые, сильные. И, наверное, генетически эта сила передалась и мне. В 1934 году мой отец был завербован на секретный военный завод. Завод стоял на берегу моря под Махачкалой, участке, огороженным колючей проволокой. Ну, это тогда он был секретный, а теперь-то уже все запреты сняты (смеется). Отец работал там токарем, а я был восьмилетним мальчишкой, который бегал по песку, купался, в общем, беззаботно проводил время.

- А когда в вашей жизни появился спорт?
- К 12 годам я физически окреп настолько, что мне доверяли грести лодку, которая дежурила на побережье. Моей задачей было наблюдать за отдыхающими, следить, чтобы они не заплывали за буйки, то есть, по сути, я работал спасателем, хотя тогда это называлось «обществом спасения на воде», сокращенно ОСВод. Это было выражением огромного доверия ко мне, я этим очень гордился, потому что был самым молодым в этом обществе. Да к тому же это была огромная физическая нагрузка, там я и закалился. Поэтому считаю, что фундамент своего крепкого здоровья и любви к физической культуре и спорту построил именно там.

- Уверен, не самые приятные воспоминания у вас связаны с началом войны, но как все же вы ее встретили?
- Когда началась война, мне было 16 лет. К тому времени я уже работал на том же военном заводе, что и мой отец. Мы занимались производством торпед для флота. Таких заводов было всего три или четыре по всему Советскому союзу. Я работал там слесарем, и это тоже требовало огромной ответственности и сил.

- А как Вы оказались в Казахстане?
- В 1942 году немцы подошли к городу Грозному. Их задачей было не разбомбить наш завод, а заполучить его в целости и сохранности. Поэтому началась срочная эвакуация оборудования, рабочих, чертежей - всего, что представляло ценность для врага. Немецкая разведка узнала о нашей эвакуации слишком поздно, это говорит о том, с какой самоотдачей рабочих завода было проведено все это мероприятие. Таким образом, наш завод, а вместе с ним и наша семья оказались в глубоком тылу, в городе Алма-Ата.

- Как складывалась работа на заводе, наверняка в этом было много интересного?
- Руководство завода считало меня одним из лучших слесарей. По своим физическим данным я был намного сильнее своих сверстников, а это играло большую роль в нашем ремесле. Ну конечно у меня были и хорошие организаторские способности. Наверно поэтому меня сделали мастером моего участка, который занимался сборкой головок для торпед. Мне тогда исполнилось 18 лет, возраст призывника, тут и началась за меня борьба с военкоматом. Выиграл военкомат, но выиграл только на половину (смеется). Так как моя деятельность была связана с морем, меня сделали военным представителем от флота на заводе. Там я и прослужил вплоть до 1945 года.

- Окончилась война, но это не значило, что заканчивается и ваша военная карьера?
- Вы правы, возможно, я и служил бы дальше, но в июне 1945 года Молотов издает указ о демобилизации всех, независимо от рода войск, решивших поступать в высшие учебные заведения. В стране была огромная нехватка кадров. И я решил подать документы в Высшую мореходную школу, в городе Николаеве на Украине. Оттуда мне прислали вызов, на основании которого меня должны были демобилизовать. С завода меня естественно отпускать не хотели, вплоть до того, что пришлось со своим родным заводом судиться. В конце концов, правда оказалась на моей стороне, но пока шел весь этот процесс, я опоздал на сдачу вступительных экзаменов. Решение о моем освобождении было вынесено только 10 сентября. Руководство завода предложило мне вернуться обратно, так как я все равно опоздал, но я принял к тому времени твердое решение учиться.

- Что же Вам пришлось сделать в такой непростой ситуации?
- На мою удачу в октябре 1945 года в Алматы открылся Физкультурный институт (ныне Казахская академия спорта и туризма -прим.авт.) На руках документов у меня не было, они все были в городе Николаеве, у меня был только вызов. И я попросил, чтобы меня приняли на основе этого вызова, а документы я пообещал предоставить позже. Сдал вступительные экзамены и волею судьбы я оказался связан непосредственно со спортом. Благо моя подготовка на заводе не прошла даром, так мы работали на смене по 12 часов в сутки, а еще и умудрялись в свободное время подработать грузчиками. Все это наложило нестираемый отпечаток на меня, и поэтому в физическом плане я был готов ко всему.

- Какую специальность вы выбрали?
- Дело в том, что специализаций было много, я долго не мог с этим определиться, хотелось попробовать себя во всем, что в последствии и получилось, но об этом позже…Все же выбор надо было делать обязательно и я выбрал бокс.

- Каких успехов вы добились в этом виде спорта?
-Я шестикратный чемпион Казахстана, член сборной Казахстана по боксу, чемпион Средней Азии(1948,1950 г.г.), а также занял 3 призовое место в личном первенстве в городе Каунасе (1949 г.). Но скажу, что боксом я занимался не много, гораздо больше времени я отдал другим видам спорта, потому что я попал в эпоху становления всего казахстанского спорта. В разное время я входил в сборную Казахстана: по баскетболу- турнир проходил в городе Ленинград (Россия, 1945 год); по плаванию- соревнования проходили в городе Львове (Украина,1947 год);по легкой атлетике на дистанцию 200 и 400 метров (Москва 1947 год).

- И все же вы больше боксер?
- Я спортсмен в первую очередь, но больше конечно успехов добился в боксе. В 1946 году на соревнованиях в Москве меня заметил товарищ Градополов, это основоположник всего советского бокса. Впоследствии, когда я поехал на следующий год на соревнования по легкой атлетике в Москву, я обратился к нему с просьбой перевестись на обучение в столицу. Но председатель всесоюзного комитета Романов к тому времени издал указ о том, что переводы внутри спортивных ВУЗов возможны только по согласованию руководителей обоих ВУЗов. Было это сделано потому, что во время соревнований в столице лучших из лучших «аккуратно» переманивали к себе.

- И что, вам отказали в переводе?
- Это целая история. Градополов повел меня, лично к самому Романову. Это была неслыханная сенсация – «САМ Градополов, ведет какого-то мальчишку из далекого Казахстана, к САМОМУ Романову»! И вот я стою в кабинете у Романова, а Градополов объясняет ему, что этот парень нужен ему для сборной союза, и не плохо бы было, если бы я был постоянно в Москве под его присмотром. Романов долго объяснял, что свои собственные указы отменять не собирается, единственное, что он может, это позвонить в Алма-Ату и попросить за меня. Он звонит директору физкультурного института Бекбаеву и говорит:- «Отпусти Садчикова в Москву, он тут нужен нам». На это Бекбаев ему ответил:-«Если вы заберете Садчикова, я напишу в ЦК партии о том, что вместо того, чтобы развивать спорт на периферии, товарищ Романов забирает все ценные кадры в столицу».
А Бекбаев был человек принципиальный, до войны он сам закончил Московский физкультурный институт. После этого разговора Романов сказал, что помочь тут ничем не может. Мы вышли из кабинета и Градополов мне сказал, единственное, что мы можем придумать, ты должен как-нибудь набедокурить в Алма-Ате, чтобы тебя отчислили там, и тогда я приму тебя студентом в Москву(смеется).

- И какое решение Вы приняли?
- Мое воспитание и образование не позволили мне так поступить, о чем я сразу и сказал Градополову. Но я до сих пор об этом не жалею, от судьбы уйти невозможно. Тут я познакомился и со своей супругой, тут родились мои дети, так что я всем доволен. Я люблю эту страну и благодарен ей.

- Ну а чем Вы занимались в студенческие годы помимо учебы?
- Еще на первом курсе я организовал студенческий духовой оркестр. Когда еще ребенком жил в Махачкале, я овладел искусством игры на трубе и, придя в стены института, я организовал вот такой оркестр. Купили инструменты, кое-как обучились с ребятами и понеслось. На всех демонстрациях, которые проходили в городе на старой площади (ныне ТЮЗ им.Н.Сац прим.авт.), неизменно играли два оркестра: военный оркестр и оркестр физкультурного института(смеется).Это еще не все. В1947 году пришло распоряжение о создании на базе института сборной команды по прыжкам с трамплина. И как это ни странно, я оказываюсь в составе этой сборной (смеется). Мы начали подготовку, тренировались на бугорках, а когда приехали в Свердловск, то увидели там два трамплина, один высотой в 25 метров, а второй в 50, и мы конечно были удивлены.

- И как прошли эти соревнования?
- На этих соревнованиях случился казус (смеется). Во-первых, эти соревнования были первыми в истории, никто практически не имел опыта. Ребята, которые приехали с Кавказа и других горных районов, даже умудрились поломать ребра на тренировках. И вот я пробую пробный спуск с такой вот высоты. При спуске цепляюсь обо что-то и лечу кувырком, лыжня отстегивается. Главное «в голове» при падении, чтобы ноги остались целыми. Приземлился и ощупываю одну ногу-целая, вторую-тоже целая. Радость такая! Ноги целые! Потом думаю, а руки? И только позже до меня доходит, что я же этими самыми руками себя только что ощупывал. Вот как мыслишь в такой ситуации. Потом прибежали ребята и тренер. И тренер, после того как убедился, что со мной все в порядке сказал мне: «Все, Витя, иди отдыхать в гостиницу, на сегодня достаточно». А я ему ответил, что должен попробовать еще раз, иначе на соревнованиях не смогу показать из- за страха хороший результат. Поднялся во второй раз - все получилось гораздо удачнее. Тогда кто- то сказал моему тренеру: «У этого парня две жизни». С тех пор меня считают основоположником еще и лыжного спорта в Казахстане. Был еще ветеран войны Минжулин, но, к сожалению, он умер, вот остался теперь только я один.

- Как часто Вас приглашают на различного вида соревнования в городе?
- Вот буквально на днях звонили с комитета лыжного спорта и пригласили на соревнования по прыжкам с трамплина, которые состоятся 9 мая. Ежегодно принимаю участие в турнире по боксу, посвященного герою Советского союза С.Нурмагамбетову; участвую много и активно, не смотря на то, что в этом году мне уже будет 85 лет.
Был даже по этому поводу курьезный случай. Меня пригласили традиционно на турнир по боксу, там Павел Максимович Новиков дает мне торжественное слово, и я выступаю. Через определенное время Новикова назначают на руководящую должность в федерации по прыжкам с трамплина. И тут встречаемся с ним там, он делает удивленное лицо, увидев меня там, он то знает меня как боксера. Спрашивает: «А тут Вы что делаете?»
А ему говорят: « Вот, Вы председатель федерации, а истории не знаете». Ему объяснили, что я один из основоположников этого спорта (смеется).

- Вы долгое время были директором спортивной школы в Алматы? Как это случилось?
- В 1949 году я закончил физкультурный институт, во время учебы работал в КазГУ преподавателем. Это было сделано для того, чтобы по окончании института я остался работать в этом университете. Но как только я получил диплом, я попросил у руководства КазГУ выделить мне квартиру. К сожалению, в этой просьбе мне отказали, и я ушел работать в медицинский институт, там я проработал вплоть до 1956 года. В том году открылась первая детская спортивная школа, до этого в Казахстане детского спорта не было вообще. Меня назначили директором этой школы, но я поставил условия, что штат я выберу сам, и попросил, чтобы мне не мешали работать. В то время в детских школах по всему союзу работали только преподаватели почасовики. Я поехал в Москву и попросил, чтобы вместо 20 преподавателей почасовиков мне дали 10 штатных. Я считал, что от этого эффекта будет больше, мою просьбу удовлетворили, а через определенное время по этой схеме заработали все детские школы СССР. Позже я вновь поехал в Москву и попросил, чтобы школа стала называться не детской, а детско-юношеской, так как выпускники школы просто уходили из спорта по ее окончании, а мне хотелось продлить спортивную жизнь мальчишек и девчонок, а также я попросил, чтобы ребятам начали присваивать спортивные разряды. В Москве мою идею одобрили, а затем по всему СССР все детские школы были переименованы в ДЮСШ, и ребятам стали присваивать разряды. Так, что в этом плане, я еще и реформатор.

- Виктор Семенович, я знаю, что помимо спорта, Вы еще увлекаетесь поэзией и сами пишите стихи.
- Да, у меня есть такое увлечение, и я бы хотел прочесть стихотворение о войне. Его я написал в Парке 28 Героев Панфиловцев:
И кисти каменные, каменных знамен,
На фоне вечного огня склонились.
Скорбя по умершим, не зная их имен,
Но, зная, что они все на смерть бились.
Смотрю на пламя вечного огня,
А вижу их простые, мужественные лица.
Отдали жизнь за всех и за меня,
И гимн им в небе поет птица.
Благословляют их народы всей Земли,
За то, что черную чуму остановили.
Они хотели, чтоб сады цвели
И независимо от расы люди дружно жили.
Почти забыто все, и внуки подросли,
Но память все не может с тем расстаться,
Как молча умирали, но упрямо шли,
Вперед за Родину с врагами рассчитаться.
Врагов разбили и больше б их не знать.
Зажили люди радостно на свете,
Но кто-то бряцает оружием опять,
И тени черные мелькают на планете.
Могил солдатских много на планете,
Мы все их видим и погибших чтим.
Хотим, чтоб птицы пели на рассвете,
А войны и смерти больше не хотим…

И еще одно стихотворение, которое я хотел прочесть для наших читателей, называется «Дороги»:
Я славлю дороги, зовущие в вечность,
Я славлю людей, кто сегодня в пути,
Я славлю дороги за их бесконечность,
За то, что зовут свое счастье найти.
И вот заспешили по этим дорогам,
Все люди, которые смогут пройти
По дикой тайге и проплыть по порогам,
Коварных речушек, чтоб счастье найти.
Одни забираются в горы высоко,
И смотрят оттуда на все с высоты.
Другие под землю влезают глубоко,
И нет для них лучше, чем там красоты.
Мне много пришлось прошагать по дорогам,
И видел я много, шагавших людей.
Я лазил на кручи и плыл по порогам,
Но лучше, чем дружба нет счастья сильней.
Не буду стремиться к заоблачной дали,
И счастья ловить у божественных рек,
Хочу, чтобы люди в глаза мне сказали,
Какой же ты добрый, простой человек.

В завершении мне хотелось бы сказать, что не важно-будет ли из твоего воспитанника Олимпийский чемпион, главное, чтобы он стал человеком. И всем юным спортсменам, и тем, кто уже в спорте не первый день, желаю любить трудиться.

Огромное спасибо, Виктор Семенович, за Ваш вклад в развитие отечественного спорта, за все, что Вы продолжаете творить и делать сейчас. Еще раз поздравляем Вас с Днем Великой Победы и желаем всего самого наилучшего. Спасибо за то, что уделили нам время. До встречи на спортивных площадках города.

Достояров Алмат. Фото: Юрий Курбатов. Фонд Развития Спорта Казахстана

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Показать комментарии