Исключение из правил / Олимпиада

Тен взял свою путевку
 
До старта XXI зимних Олимпийских игр остается 15 дней. Пока у нас 37 олимпийских путевок, однако в эти дни Международный олимпийский комитет должен окончательно определить, сколько квот на Игры в Ванкувер будет иметь каждая страна. Среди казахстанских спортсменов, завоевавших право участия в главных стартах четырехлетия, есть и два фигуриста. Честь страны в этом виде спорта будут защищать Денис Тен и Абзал Рахимгалиев. Причем обе эти путевки — для себя и Абзала — завоевал Денис.

Отечественные фигуристы еще никогда не участвовали в соревнованиях столь высокого уровня, но в марте прошлого года он навел шороху на взрослом чемпионате мира в Лос-Анджелесе, сенсационно став восьмым. Этот высокий результат и дал нам две путевки на Олимпиаду.

Денис Тен сейчас тренируется на одной из лучших ледовых арен Москвы. С ним работает заслуженный тренер России Елена Водорезова, а помогает ей сама Татьяна Тарасова, воспитавшая более десятка олимпийских чемпионов. Несколько лет назад в разговоре со мной Татьяна Анатольевна сказала, что «таких, как Денис, в мире один на миллион».

— На коньки Денис встал 12 лет назад. Чтобы он совершенствовал свое мастерство, мы вывозили его и на международные соревнования, — рассказывает Юрий Тен, отец Дениса. — Дорогу и проживание мы оплачивали из своего кармана. Тренировала его Айгуль Куанышева, один из самых опытных наставников в нашей стране. На международном турнире в Новосибирске сын стал победителем. Там на него обратил внимание известный специалист Александр Коган. Он позвонил Водорезовой в Москву, и та согласилась посмотреть Дениса. Увидев его катание, она сказала, что будет с ним работать. Первоначально Елена Германовна работала с Денисом бесплатно. Моя жена возила сына к ней из Алматы, мы получали от Водорезовой задание, и он отрабатывал его дома. Только через несколько лет его взяли на обучение в ЦСКА. Теперь с ним работают лучшие специалисты. Он получает стипендию от Дирекции штатных национальных команд РК (ДШНК), а работу Водорезовой с сыном оплачивает наше государство. Но денег на все не хватает. Поэтому остальные расходы оплачиваю я. Моя супруга занимается всеми делами сына. Оформляет визы и ездит с ним на все турниры. У российских спортсменов этим занимается целый штат (известно, что олимпийского чемпиона Евгения Плющенко на крупные международные турниры сопровождают помимо тренера еще 12–15 человек обслуживающего персонала. — М. В.). Моя семья живет в Москве на съемной квартире, Денис учится в одной из московских школ и два раза в день ходит на тренировки. Видимся 4–5 раз в год.

Что ж, Денису повезло. Ведь на родине у него нет таких условий для занятий фигурным катанием.

Недавно я побывал на тренировке первой в Казахстане танцевальной пары: Ильяс Али — Карина Узурова. Ребята вынуждены работать на катке, временно сооруженном возле алматинского цирка. Музыка для сопровождения танца подается из обыкновенного магнитофона, в раздевалке — столпотворение простых любителей покататься на коньках, о душевой и прочих удобствах можно только мечтать.

По словам государственного тренера по фигурному катанию РК Юрия Гуськова, в стране этим видом спорта занимаются более 4 тысяч человек.

— Львиная их доля — в платных группах, — говорит он. — В Казахстане ежегодно проводится чемпионат страны среди трех возрастов и один турнир в Алматы. Регионы, где культивируется этот вид спорта: Алматы, Астана, Павлодар, Карагандинская и Западно-Казахстанская области. В год на развитие фигурного катания государство выделяет 10–12 миллионов тенге. Костяк сборной Казахстана — алматинцы. После реконструкции Дворца спорта имени Балуана Шолака в южной столице проблема со льдом для тренировок частично должна быть решена.

— Но в этом дворце будут тренироваться еще хоккеисты и хоккеистки, а также представители других видов спорта, — говорит тренер высшей категории Айгуль Куанышева. — Поэтому там на всех ни льда, ни времени не хватит. Но мы уже привыкшие. Работаем на коммерческих катках. Часовая тренировка там стоит тысячу тенге, а фигуристу ежедневно нужно работать два часа утром и столько же вечером.

— Кто оплачивает лед?
— Алматинская спецшкола высшего спортивного мастерства. Но, как и в прошлом году, они смогут это делать только три месяца в году. Остальное время мы оплачиваем сами. На год еще нужно 1–2 пары коньков и минимум 3 костюма, поэтому заниматься фигурным катанием могут только дети из обеспеченных семей. Хорошо, что на международные соревнования деньги выделяет городской комитет по спорту, а также наша спецшкола. За что личная благодарность ее директору Серику Байтурсынову.

— Действительно ли существует проблема тренерских кадров у нас в стране?
— У нас есть квалифицированные тренеры. Если бы не их работа, то та же Водорезова не согласилась бы взять к себе Тена. Другое дело, в каких условиях они работают.

Тренер высшей категории по фигурному катанию в Казахстане получает 30–35 тысяч тенге в месяц. Несколько лет назад Елена Водорезова, посетившая Астану и Алматы, дипломатично заявила по этому поводу, что теперь понимает, откуда в наших спортсменах столько трудолюбия, по-другому в Казахстане добиться результатов нельзя.
Автор: Михаил Васильев
Источник: time.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: