Судьи тоже подсудны / Футбол

17 апреля 2009 10:54
На прошлой неделе с журналистами встретился директор департамента судейства и инспектирования Федерации футбола Казахстана Николай Левников. Он решил озвучить свое заявление по поводу одной публикации, а заодно ответил на вопросы, касающиеся судейских дел.

— Как вы оцениваете работу бригады арбитров, обслуживавших матч сборных Казахстана и Беларуси? Например, показалось, что судья мог назначить пенальти в ворота гостей в эпизоде с Остапенко…
— Прежде всего, хочу сказать о том, что нам всем нужно поднимать авторитет казахстанского футбола — в том числе и для того, чтобы на международные матчи с участием наших команд назначались более опытные арбитры. В УЕФА так принято, что к обслуживанию игр не самых сильных сборных судьи первой и второй групп, а тем более топ-класса не привлекаются. Что касается названного вами момента, то там ошибки не было. На мой взгляд, судья был неправ в одном эпизоде — когда белорусы забивали третий гол: их нападающий сфолил на нашем защитнике. А в остальном судейство соответствовало предъявляемым требованиям. Если бы я был инспектором матча, то оценил бы работу арбитра на 8,1. Это не очень высокая, но и не низкая оценка.

— В игре между «Локомотивом» и «Атырау» был назначен, мягко говоря, сомнительный пенальти. Что вы на это скажете? Кстати, «Локомотив» во всех последних турах пробивает 11-метровые…
— Давайте отделим одно от другого. Когда в пользу какой-то команды в каждом туре назначается пенальти, из этого не стоит делать далеко идущие выводы. Например, в предыдущем матче «Локомотива» с «Кызылжаром» пенальти был совершенно очевидным — мы просматривали видеозапись, и все сошлись на том, что судья принял правильное решение. Защитник сыграл неосторожно, но, тем не менее, нарушение было. Что касается названной вами игры, то я и в ходе матча, и после просмотра видеозаписи пришел к выводу, что, к сожалению, арбитр Акмаль Холматов ошибся. И хотя момент был непростой (это связано с тем, что в единоборстве участвовали сразу три футболиста — вратарь, защитник и нападающий), он будет очень строго наказан. В соответствии с дисциплинарным кодексом Холматов будет лишен половины суммы вознаграждения за матч и отстранен на один месяц от обслуживания игр премьер-лиги. Он отстал и не увидел, что защитник до столкновения успел сыграть в мяч. Сразу после матча я сказал ему, что уровень его физической готовности не соответствует уровню судьи даже первой лиги. По окончании срока дисквалификации он, чтобы получить право судить, должен будет сдать усложненные тесты по физической подготовке. Я всех об этом предупреждал. Тут есть одна проблема, связанная с тем, что судья получает только гонорар. Например, в Англии арбитрам, рекомендованным к обслуживанию матчей премьер-лиги, выплачиваются фиксированная зарплата плюс бонусы за игры. Поэтому они, если больны или травмированы, не боятся отказываться от назначения. У меня было такое ощущение, что Холматов испытывал проблемы со здоровьем, но не решился сказать об этом. Он хорошо проявил себя на сборах, здорово отсудил матч олимпийских сборных России и Беларуси, получил хорошую прессу. Поэтому и был назначен на игру «Локомотива» с «Атырау», но….

Хочу обратить ваше внимание ещё на одну проблему. В каждом туре случается по 5–7 моментов, сложных для принятия решения. А телевизионных трансляций очень мало, на матчах, которые показывают, используется явно недостаточное количество камер. И это серьезно осложняет нашу работу по оценке действий арбитров.

— Был и другой случай несправедливого назначения пенальти. Речь идет о матче «Тараз» — «Актобе». Ваше ведомство признало, что и главный судья, и боковой ошиблись, но вынесенное им наказание — снижение оценок — представляется слишком мягким…
— Когда-то была «рука Марадоны», теперь появилась «рука Тлешева». А если серьезно, то судьям не только снизили оценки, но и уменьшили на 25 процентов вознаграждение. Поверьте, для них это приличные деньги. Им повезло, что в итоге матч завершился со счетом 3:1, а в этом случае считается, что ошибка не повлияла на исход игры, соответственно, и наказание мягче. Так принято во всем мире. Я не думаю, что там была необъективность — скорее, речь идет о недостаточном профессионализме. И Игорь Алешин, и Андрей Попов получат назначения только через полтора месяца после того матча. То есть на этот период они как бы негласно отстранены от обслуживания игр. Кроме того, Попов, который в прошлом году попал в списки помощников судей ФИФА, до конца первого круга не получит назначения на матчи по линии ФИФА. Словом, наказание достаточно суровое. Тем самым мы хотим сказать арбитрам, что их могут заменить люди, которые будут ошибаться гораздо реже.

— Вы сказали о необходимости фиксированной зарплаты. Какой, на ваш взгляд, должна быть такая зарплата, и каким — гонорар?
— Я думаю, что такую систему оплаты можно ввести, не увеличивая взносы команд и общий «судейский фонд». Сейчас главный арбитр получает за матч 180 тысяч тенге, из этой суммы, скажем, 100 тысяч можно направить на фиксированную зарплату, а остальные 80 тысяч оставить в качестве вознаграждения. В этом случае фиксированная зарплата одного главного судьи составит 200 тысяч тенге в месяц, и тогда он, если заболеет или получит травму, не будет бояться сказать об этом. То есть, бюджет не изменится, просто произойдет перераспределение денег. К сожалению, во многих странах такой принцип оплаты отвергают, и пока он применяется только в Англии, Испании и Голландии.

— А 180 тысяч тенге — нормальный гонорар, если брать по европейским меркам?
— Здесь с европейскими мерками подходить нельзя. Надо отталкиваться от тех сумм, которые вращаются в казахстанском футболе, и от уровня судейства. С этой точки зрения, на мой взгляд, такое вознаграждение на сегодняшний день является адекватным. И если арбитры будут судить безошибочно, если их квалификация повысится (а я в этом не сомневаюсь, поскольку, поверьте моему опыту, первые три тура показали, что уровень судейства — в методологическом плане — заметно выше, чем в прошлом году), то, думаю, клубы будут заинтересованы в том, чтобы судьи получали больше. Мне представляется, что рано или поздно они должны получать две тысячи долларов за матч.

— А сколько платит арбитрам УЕФА?
— Это зависит от их ранга. Если судья попал в элит-группу или в так называемую премьер-группу (в УЕФА таких арбитров 45), то 5 тысяч евро. Если судья входит во вторую группу, то вознаграждение составляет 3 тысячи, если в третью или четвертую — 2 тысячи евро.

— Казахстанских арбитров привлекают к обслуживанию официальных международных матчей только на уровне молодежных, олимпийских, юношеских сборных. А когда они начнут судить игры национальных сборных, матчей финальных турниров чемпионатов Европы и мира? И вообще, это реально?
— Ничего нереального нет. У нас есть судьи, которые по своим задаткам имеют шансы стать арбитрами топ-класса. Но существует проблема, которую не удалось разрешить и в этом году. Речь идет о степени владения английским языком. Скажем, съездили двое — Александр Гаузер и Артем Кучин — на международный сбор, а после этого нам прислали письмо, в котором говорится: если они не пройдут интенсивные языковые курсы, то, скорее всего, у них нет будущего. Во всем остальном международным требованиям соответствуют следующие судьи — уже названные Гаузер и Кучин, а также Анатолий Вишниченко, Болат Карлибаев, Айдын Рахимбаев, Марат Искаков, Асхат Абданбаев, Алексей Бобров. Но что будет с ними дальше — это зависит от них самих. Не буду называть фамилию арбитра, на которого я делаю главную ставку, но думаю, что один из названных мной через пару лет будет хотя бы во второй группе судей ФИФА. А это уже большой успех.

— В 6-м туре чемпионата Казахстана состоится очень серьезный матч между «Локомотивом» и «Тоболом». Вы знаете, кто его будет обслуживать?
— Я — да, а вы узнаете за пять дней, клубы — за семь, сам судья — за десять дней до матча.

— Вы уверены, что судья отработает как положено?
— Не сомневаюсь.

— Объясните, почему руководители мирового футбола столь консервативны? В других видах спорта — например, хоккее — в спорных ситуациях прибегают к просмотру видеоповтора. А в футболе по этому поводу продолжаются бесконечные дискуссии. Какова ваша личная позиция в данном вопросе?
— Я считаю, что в футболе прибегать к просмотру видеоповтора в ходе матча следует только в одном случае — когда возникает сомнение: был гол или нет? Что же касается моментов, когда необходимо решить, было положение вне игры или не было, надо назначать пенальти или нет, то их нужно оставить судьям. Иначе мы «убьем» футбол. Например, если взять пенальти в ворота «Атырау», то этот эпизод пришлось бы просматривать сто раз. Сейчас ФИФА и УЕФА работают над тем, чтобы внедрить систему, позволяющую определить, пересек мяч линию ворот или нет. Вы, наверное, слышали об «умном мяче», который пока ещё только проходит испытания. Знаю, что к чемпионату мира в ЮАР готовится новая система — «умный мяч» и «умные ворота», в которые будут вставляться чипы. В этом плане я только «за», а вот что касается всего остального…

— Вы видели, судили, инспектировали матчи команд из разных европейских стран, поэтому имеете возможность сравнивать. Как бы вы оценили наш национальный чемпионат с точки зрения степени интенсивности игры?
— Да, сегодня такая проблема существует — мало игр, в которых скорости соответствуют лучшим европейским стандартам. Я здесь вижу несколько причин. Первая — плохое качество футбольных полей. Вторая — очень много времени теряется на остановки в игре, на споры с арбитрами. Поэтому я как руководитель департамента судейства и инспектирования должен требовать с арбитров, чтобы они обратили на это внимание. Ну и третья — тренерам казахстанских команд, на мой взгляд, следует увеличить интенсивность тренировочного процесса. Впрочем, в этом вопросе я не специалист, поэтому с ним вам нужно обращаться к самим тренерам. А вот первые два обстоятельства, которые я назвал, делают наш футбол ниже уровнем, чем в ведущих европейских футбольных державах. Я имею в виду пять-шесть стран. Если же сравнивать с чемпионатами Бельгии, Белоруссии, даже Украины (за исключением двух команд — «Динамо» и «Шахтера»), то разница не столь велика. Недавно я, например, смотрел игру российского первенства «Химки» — «Ростов», и у меня создалось ощущение, будто я наблюдаю за матчем чемпионата Казахстана.

— Вы затронули проблему, связанную с явной недостаточностью телевизионных трансляций с матчей чемпионата. Насколько это влияет на принимаемые вами решения?
— Я думаю, что это влияет в целом на уровень популярности и развития футбола в стране. Посмотрите, какой прогресс произошел в России после того, как «НТВ-плюс» стал показывать все матчи премьер-лиги. Резко изменилось отношение к футболу, увеличился приток молодых игроков. И я считаю, что если бы здесь, в Казахстане, телевидение показывало хотя бы три-четыре игры из каждого тура, то это стало бы мощным импульсом для развития футбола. Ну и нам, конечно, было бы легче работать.

— Вы не разочаровались в казахстанском футболе? Нет желания бросить все и уехать?
— Нет. Напротив, хочу сказать вот о чем. Недавно я приехал со сборов в Таразе, где были совсем ещё молодые арбитры 1982–87 годов рождения, — по сути, ещё мальчишки. Меня очень порадовало, что по сравнению с прошлым годом они значительно прибавили — в плане методической обученности, стремления к профессиональному росту. Я не себя хвалю, а тех людей, которые вместе со мной работают. Они молодцы. Приятно и то, что действующие судьи на местах стали обучать молодежь. Все это, поверьте, уже необратимый процесс. Так было и в России, где мы в свое время уделили внимание молодым, и сейчас там судейство стало хорошим. В Казахстане тоже есть очень перспективные арбитры. А, наверное, самое главное — это то, что практически во всех матчах, состоявшихся в первых турах чемпионата, была бескомпромиссная, напряженная борьба, что должно позитивно сказаться как на качестве футбола, так и на судействе. Кроме того, я хожу на матчи дублирующих команд и могу сказать, что по сравнению с прошлым годом произошел огромный прогресс. Показываемый ими футбол перестает быть детским и становится взрослым — по мышлению, по уровню мастерства. В Таразе я был на двух детско-юношеских турнирах с участием ребят 1992–93 годов рождения. Поверьте, там я увидел «звездочек». А какая команда мальчишек 1993 года рождения в Астане?! И все то, что делается в плане развития детско-юношеского футбола, я думаю, должно принести свои плоды.
Автор: Женис БайхожаИсточник: Республиканская газета «Sport&KS» (Sport&KS)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости