Котлеты и мухи, или Чем все-таки должна заниматься ФФК? / Футбол

Казахстанские болельщики не видят футбола
 
Руководители ФФК и раньше, мягко говоря, не пользовались любовью со стороны футбольной общественности, а уж после крайне неудачного для казахстанских команд старта еврокубковой кампании их иначе как вредителями и не называют. На федерацию обрушились даже сильнее, чем на сами клубы (которые вообще-то и должны нести главную ответственность за эти поражения), в очередной раз вспомнив навязанные ею правила, касающиеся «легионеров» и «лимитчиков».

Но давайте рассуждать беспристрастно. Взять пример с «Тоболом». Кто виноват в том, что клуб перед началом сезона набрал не тех «легионеров» и по этой причине перед играми со «Зриньски» остался лишь с двумя из них? А если, как считают некоторые, нашим клубам достойно выступить в Европе помешало правило, касающееся «лимитчиков» (хотя оно распространяется только на национальный чемпионат), то почему сам главный тренер костанайской команды Равиль Сабитов лучшим в ответном матче назвал футболиста именно из их числа — Ермека Куантаева? Или разве федерация виновата в том, что руководство «Атырау» вовремя не побеспокоилось о приведении в порядок документов лидера команды Мариуса Кроитору, из-за чего он был вынужден пропустить первый матч с «Дьором», а заодно осрамилось на всю Европу в случае с Градимиром Чрнагорацем, который не имел права выходить на поле?

Словом, котлеты должны быть отдельно, а мухи отдельно. Тем более что критика «не по адресу» бесперспективна и даже опасна — хотя бы потому, что она отвлекает наше внимание от действительно основополагающих вещей. Да, предъявлять претензии, причем серьезные, к ФФК надо, но за другое. Мы уже не раз писали о том, что не дело федерации заниматься проведением национального чемпионата, что эти функции следует передать профессиональной лиге, в которой все будут решать представители самих клубов, как это давно практикуется во всем цивилизованном футбольном мире. Даже в соседнем с нами Узбекистане создана самостоятельная ПФЛ (кстати, ее возглавляет игравший во второй половине 1980-х за кызылординский «Кайсар» Фархад Магометов), она имеет собственный официальный сайт — www.pfl.uz. Другое дело, что, делегируя эти полномочия, ФФК должна оговорить ряд условий, касающихся интересов различных сборных и детско-юношеского футбола (иначе наши клубы могут просто сделать ставку на «легионеров» — а там хоть трава не расти). Однако она мертвой хваткой вцепилась в чемпионат, не желая лишаться права «казнить и миловать», а у клубных начальников не хватает воли и решимости взять ответственность на себя. И пока будет сохраняться такая ситуация, ФФК обречена выслушивать массовые обвинения в лоббировании тех или иных команд, в использовании для этого судей, во вмешательстве в кадровую политику клубов и т. д., что в конечном итоге (вне зависимости от того, насколько все это соответствует действительности) подрывает репутацию не только ее самой, но и казахстанского футбола в целом.

Между тем, главное предназначение любой спортивной федерации заключается как раз-таки в создании привлекательного имиджа своему виду спорта, а говоря шире — в его популяризации, продвижении в массы. И стратегическая задача нынешнего руководства ФФК, на наш взгляд, должна быть такой — спровоцировать, в хорошем смысле этого слова, футбольный бум в Казахстане, который повлечет за собой интерес со стороны и государственных структур, и потенциальных спонсоров, положит начало созданию футбольной индустрии со всеми ее атрибутами. Хлопотно? Очень. Потребует не одного года? Безусловно. Но двигаться в данном направлении надо, иначе мы так и останемся на задворках футбольной Европы. И именно этим, а не какими-то сиюминутными делами, федерация должна заниматься в первую очередь.

Для начала необходимо хотя бы показывать матчи по телевидению — тогда будет что обсуждать, вокруг чего создавать ажиотаж. Сегодня же казахстанцы не могут посмотреть даже выездные матчи наших команд в еврокубковых турнирах, а ведущие телеканалы страны на следующий день после игры «Олимпи» — «Актобе» ограничиваются устным сообщением о результате, чтобы затем выдать пространный видеосюжет о том, как готовится к сезону «Манчестер Юнайтед». Болельщиков абсолютно не устраивают объем и качество трансляций игр национального чемпионата. По сравнению с прошлым годом их количество не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Скажем, в 18-м и 19-м турах телевидение не показало ни одного матча, в 20-м ограничилось лишь одним, при этом проигнорировав поединок лучших на сегодня (по содержанию игры и зрелищности) команд премьер-лиги — «Иртыша» и «Актобе». Надеяться на то, что отечественные телеканалы в связи с зимней Азиадой обзаведутся современной техникой для показа спортивных событий, не стоит — дело в том, что уже принято решение привлечь иностранную компанию-хоствещателя, которая привезет (а по окончании Игр увезет обратно) собственное телевизионное оборудование. А значит, «картинка» с футбольных матчей останется такой же убогой — пусть извинят меня за этот эпитет коллеги с ТВ.

Мы можем сколько угодно негодовать по поводу политики телеканалов, которые в Казахстане заняты, главным образом, обслуживанием государственной власти и руководству которых, что называется, до лампочки и спорт вообще (ну как можно было не показать победный бой Бейбута Шуменова?!), и футбол в частности. Однако это будет лишь сотрясанием воздуха. Единственный выход видится в том, чтобы ФФК совместно с клубами (последние тоже должны быть заинтересованы в показе гостевых матчей своих команд — хотя бы для собственных же болельщиков, если они им небезразличны) предложила ведущим телеканалам страны привлекательные условия для размещения в эфире футбольных трансляций, инициировала создание аналитических программ о футболе. Да, это сопряжено с финансовыми затратами, но иначе дело никогда не сдвинется с мертвой точки, поскольку сами телевизионные начальники ради казахстанского футбола палец о палец не ударят. Руководители некоторых других спортивных федераций прекрасно это понимают и идут на расходы, связанные с телевидением. Например, телеканал «Астана» сейчас показывает матчевые встречи на Кубок Казахстанской федерации бокса. Также можно вспомнить, что куда более бедная Национальная федерация баскетбола пару лет назад, когда у нее еще были деньги, добилась трансляции игр чемпионата страны.

И потом, почему мы зациклились только на «Хабаре» («Ел арна») и «Казахстане»? Есть немало других телеканалов, имеющих республиканский охват, — «Евразия», КТК, та же «Астана» и другие, с которыми можно было бы сотрудничать. Есть, в конце концов, спортивный телеканал KZ-Sport1, сигнал которого распространяется по кабельным сетям. Да, он пока делает только первые шаги и в основном пользуется готовой телевизионной «картинкой», но уже самостоятельно транслирует домашние матчи «Барыса» в чемпионате КХЛ. Конечно, хуже, чем это делают, скажем, россияне, но ведь это лишь начало. А главное — у него много эфирного времени, которое нередко занято повторами видеозаписей старых спортивных событий. Так вот, почему бы ФФК не скооперироваться с этим каналом, не вложиться в какие-то совместные проекты, от которых будет обоюдная польза? Нельзя же сидеть и ждать у моря погоды, как это делают сейчас люди, отвечающие за популяризацию футбола.

Телевидение нередко называют электронным наркотиком. Если в квартире «ящик» постоянно настроен на турецкие сериалы или «Дом-2», то вскоре они становятся тем, без чего человек уже не может представить свою жизнь. То же самое касается спорта. Например, мой сын не пропускает ни одной трансляции с велогонок и соревнований по биатлону и прыжкам с трамплина. Разбуди его среди ночи и попроси назвать состав велогруппы «Рабобанк» или биатлонной сборной Австрии — он сделает это без запинки. Почему? Да потому что несколько лет назад мы имели возможность смотреть из спортивных каналов только «Евроспорт», который летом показывал преимущественно велогонки, а зимой — биатлон и прыжки с трамплина. Вот так и сложились болельщицкие пристрастия подростка. А российское телевидение сформировало из него еще и ярого поклонника футбольного «Спартака» (Москва), матчей которого он всегда ждет с нетерпением.

Конечно, привить телеаудитории такое же отношение к казахстанскому футболу сложнее, поскольку в зрелищности он проигрывает тому же российскому. Но если его показывать гораздо чаще, чем сейчас, причем в «смотрибельное» время, а не в полночь, если на порядок улучшить качество трансляций, если постоянно возбуждать вокруг него интерес (пусть даже искусственно, с применением современных PR-технологий и не боясь полускандальных вещей) через то же ТВ, печатные издания, Интернет-ресурсы, — мы, возможно, сумеем сделать отечественный футбол поистине массовым зрелищем, положить начало футбольному буму в стране. И федерация должна стать инициатором всего этого. Больше некому.

Для справки

В 20 прошедших турах чемпионата Казахстана состоялось 120 матчей. Из них телевидение показало лишь 22, или 18,3 процента. В трех турах — 16-м, 18-м, и 19-м (когда началась решающая борьба за попадание в первую шестерку) — не было ни одной футбольной трансляции. Лишь один раз был показан матч с участием «Атырау», и ни разу — игра с участием «Жетысу», хотя эти команды претендуют на то, чтобы продолжить спор за медали. Один из лидеров чемпионата — «Иртыш» (по мнению многих специалистов, именно эта команда сейчас показывает наиболее современный и содержательный футбол) — удостоился внимания телевизионщиков лишь три раза.
Автор: Женис Байхожа
Фото: Владимир Шаповалов
Источник: Республиканская газета «Sport&KS»

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости