Евстафий Пехлеваниди: «Я мог заработать много, но не заработал ничего» / Футбол

Пехлеваниди вернулся в Казахстан
 
Известный советский форвард, один из культовых футболистов Казахстана Евстафий Пехлеваниди, написал книгу. О футболе и о себе. Этот труд открывает неизвестные подробности из жизни известного человека. Например, проливает свет на неудачную попытку еще до перестройки заключить контракт с греческим клубом. После той истории в качестве советского игрока за границу Пехлеваниди больше не ездил.

Текст книги уже практически готов, а сама она будет выпущена в октябре нынешнего года к 50-летнему юбилею своего автора. К изданию книга готовится под рабочим названием «Чимкентский голеадор» — Евстафий Пехлеваниди родился 29 октября 1960 года в Чимкенте, в многодетной семье футболиста тбилисского «Динамо» Алкивиада Пехлеваниди. Под третьим номером Евстафий Пехлеваниди входил в список 33 лучших игроков чемпионата СССР, где забил 69 голов. Он же является автором самого быстрого гола в истории советских футбольных чемпионатов.
Это произошло 3 сентября 1986 года на Центральном стадионе в Алма-Ате, в игре между «Кайратом» и киевским «Динамо». На 10-й секунде Пехлеваниди поразил ворота Виктора Чанова. В том матче хозяева выиграли со счетом 2:1.

— Однажды я прочитал книгу одного известного футболиста сборной СССР, — рассказывает Евстафий Пехлеваниди. — И подумал: а почему бы и мне тоже не написать книгу. О себе, своей семье, своих товарищах, о футболе в Казахстане и чемпионатах Советского Союза. Писать старался сам. Конечно, я не Лев Толстой. Не все рождаются писателями. Поэтому работал не каждый день. По вдохновению. Это как настроение у человека. Сегодня оно хорошее, а назавтра погрузился в депрессию. Есть люди, которые мне помогают. Спасибо им. Сейчас с текстом работают корректоры.

Одновременно с написанием книги Евстафий Пехлеваниди принимает участие в документальном аудио-проекте известного режиссера Константина Харалампидиса, посвященном истории Византийской империи. Тренер и футболист, уже двадцать лет проживающий в Греции, читает рассказы о греках-криптохристианах.

Интересно, что по состоянию здоровья врачи запретили Пехлеваниди не только играть в футбол, но и любые физические тренировки. Однако, приехав в Алматы, он не удержался. Здесь как раз шел чемпионат любительской лиги футбола. И Евстафий, недолго думая, надел бутсы и спортивную форму, чтобы поддержать команду «Византия», состоящую из футболистов греческой национальности. Матч получился очень насыщенным. Пехлеваниди и без подготовки выделялся на поле своей игрой. «Мастерство не пропьешь», — улыбнулся он после финального свистка. Забивать сам Пехлеваниди не стремился. Играл в пас, виртуозно делая обманные движения, откровенно выводившие из состояния равновесия вратаря соперников. Если не брать в расчет победу, итог игры оказался невеселым. У Пехлеваниди здорово подбит правый глаз, а одно из трех падений на поле завершилось травмой ребра. Так что после матча он не мог ни глубоко вздохнуть, ни прокашляться, ни от души посмеяться.

— Жена, если узнает, что на поле выходил, убьет, — рассказал после матча Евстафий Пехлеваниди. — У меня давление. Мне нельзя такие нагрузки. Врачи запрещают.

— Поэтому вы сегодня больше действовали как ассистент?
— Не забывайте, мне скоро пятьдесят. Профессиональный футбол даром не проходит. Все старые болячки уже начали напоминать о себе. Говорят же, если после сорока ты проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты умер.

— За полученные сегодня травмы обидно?
— В футболе все бывает. Раньше, когда я играл, у меня травм почти не было. По мелочам в основном — надрывы, порывы. Однажды только ногу сломал. Лопнуло ахиллово сухожилие. Операцию в Греции делал. Так тут от недостатка информации такая шумиха поднялась, что, мол, Греку ногу отрезали. Когда восстановился, нога еще лучше чем была, стала. А сейчас вот на старости лет стал травмы получать. Команда любительская. Тут все немножко по-другому.

— Но удовольствие от игры получили?
— А вы как думаете? Возраст не возраст, все равно тянет. Я родился в футболе и умру на футбольном поле. Желательно. В кровати не хочу.

— Приоткройте свои тайны. О чем можно будет прочитать в вашей книге?
— Много всего. Про свою фамилию, например, рассказываю. Я ведь никакой не Пехлеваниди вовсе. Моя настоящая фамилия Лазариди. Это целая история, которой уже почти двести лет. Пехлеван в переводе с турецкого языка означает борец. Ну вкратце, думаю, достаточно. Иначе читать потом неинтересно будет.

— Еще говорят, у вас была занимательная история с попыткой уехать играть в Грецию…
— Было, да. В 1984 году. Это богатый материал, о котором знали только Владимир Толчинский и покойный Аманча Акпаев. И я. Практически никто больше не знал.

— Что произошло?
— Не скажу. Это я тоже только в качестве затравки вам рассказал. Без КГБ обошлось. Правда, за границу я после этого уже не выезжал. У меня был неофициальный отец Аманча. Можно сказать, он тогда грудью меня прикрыл.

— Вам сильно хотелось уехать в Грецию?
— И да, и нет. Вообще эта тема всегда была в нашей семье. Отец покойный мне говорил, если будем переезжать в Грецию, то все вместе. А семья у нас большая. Я как-то пошутил, если всех собрать, целый состав железнодорожный наберется. Первые визитеры из заграницы стали к нам приезжать с начала восьмидесятых. Видели, что я молодой, перспективный. Приглашали… Я мог заработать много, но сложилось так, что не заработал в футболе ничего.

— Свой легендарный гол еще помните?
— А как же. Я и сам не понял, как оно все произошло. Слишком быстро. Девять или десять секунд. Там получилось, двойная-тройная стеночка — и удар. Чанов даже моргнуть не успел. Правда, удар получился не сильный, но мяч залетел в угол ворот. Мне сразу сказали, это самый быстрый гол в чемпионатах СССР. Я потом уточнил — так и есть.

— В качестве тренера как сами себя оцениваете?
— Любой тренер, даже самый великий, всегда продолжает учиться. Он постоянно в поиске. Берет на вооружение новые приемы, если считает, что это нужно или, наоборот, отказывается от каких-то новшеств, если они кажутся ему излишними. Мне еще учиться и учиться. Я на профессиональном уровне еще даже не работал. И, возможно, не скоро буду. Мне с детьми нравится заниматься. Я детский футбол люблю.

— Своими воспитанниками в Греции довольны?
— Они мной довольны. Это важно. Я как-то собирался уходить, так они сказали, что если вы уйдете, и мы тоже уйдем. Это означит, что какой-то авторитет на тренерском поприще я уже заработал.

— Читала, что вам предлагали работу в Казахстане. Что думаете?

— В Казахстане? Нет, не было такого. Это шутка.
Автор: Юлия Копцева
Источник: izvestia.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости