О насущном

Автор:
Фото с сайта malina-mix.com
Много говорилось о том, что детско-юношескому футболу сейчас уделяется достаточно внимания и с недавних пор детские тренеры, если не живут припеваючи, то в достатке точно. Однако это относится не ко всем. В беседе с одним из лучших детских специалистов Азатом Нильдыбаевым, который воспитал немало футболистов, ныне выступающих в премьер-лиге Казахстана, мы получили реальную информацию о положении дел в детском футболе. И предоставили ему возможность высказаться, как говорится, о насущном и накипевшем.     

Принципы турниров и критерии
"Основная проблема детского футбола - недостаточное финансирование и низкая подготовка обеспечения учебно-тренировочного процесса", - начал разговор Азат Нильдыбаев. - В связи с этим необходимо выстроить работу по следующим критериям. Проводить на регулярной основе республиканское первенство. Раньше проводился чемпионат на уровне сборных областей и городов Алматы и Астаны, что не совсем правильно. Целесообразно организовывать первенство среди бюджетных команд ДЮСШ и ДЮСШОР отдельно от чемпионата сборных. Потому что Федерация футбола Казахстана и так проводит свои масштабные соревнования. Это первенство групп подготовки команд премьер-лиги и первой лиги. Формула его розыгрыша не позволяет игрокам этих клубов участвовать в первенстве республики с участием ДЮСШ, так как они отделились. Поскольку у ребят соревновательный период очень насыщен, и они не могут выступать за сборные команды, необходимо проводить турнир среди бюджетных школ.   

И еще. За счет госбюджета нужно проводить и Спартакиаду школьников. В последнее время Федерация футбола Казахстана и Управление культуры и физического спорта забыли об этом турнире. Хотя другие виды спорта задействованы в Спартакиаде. Польза от этого спортивного мероприятия колоссальная. Она проводится раз в два года и довольно-таки представительная по числу участников.

Помимо этого проводятся юношеские игры среди стран СНГ, в которых не задействованы наши команды. Хотя в этих играх можно просмотреть кандидатов в юношеские сборные. Российские и белорусские команды в любом случае повыше классом нас и у них можно многому научиться, чем ездить заграницу на посредственные турниры.  

Механизм спонсорства и компенсации
Надо, конечно, находить средства на эти соревнования. Один из путей обеспечения поездок - спонсорская помощь. Последние заинтересованы будут тогда, когда получат свою выгоду при финансировании. То есть спонсоров нужно освободить от налогообложения исходя от той суммы, которую они затратят на поддержку команды. Да, и сами увидят, что их средства были направлены по назначению. Кроме того, надо выработать механизм компенсации за подготовку футболиста и передачи его в профессиональный клуб. Может быть, в этом вопросе есть и наша вина, поскольку не можем юридически обосновать свои пожелания. При получении компенсации мы можем эти средства направить на обучение других ребят. Например, выпустили 18-летнего игрока, получили за него компенсацию и эти деньги направить на поддержку младшей группы, которая могла бы, допустим, поехать на какой-нибудь турнир. 

Почувствуйте разницу
Далее хотелось бы затронуть тему оплаты тренерского труда. Много пишут и подчеркивают, что уровень футбола не повысится, если работа детского тренера не будет оплачиваться достойно. Но на практике дело обстоит иначе. Поэтому можно пойти по простому и реальному пути - прировнять нас к учителям физкультуры. И оплату производить из расчета ставки за 18 часов в неделю (три часа до обеда и три часа после) а не 24, как сейчас. Это, естественно, позитивно скажется и на качестве работы тренера. Есть разница, индивидуально работать с игроками двух групп или четырех? По-моему, все очевидно. У преподавателей физической культуры оплата за один час почти на 30 процентов превышает сумму детского футбольного тренера за одно проведенное занятие.

Иначе говоря, мы со всеми нашими стажами и категориями получаем в районе 60-70 тысячи тенге (из расчета двух ставок), тогда как преподаватели физкультуры около 100 тысяч. Если же Агентство физической культуры и спорта не пересмотрит оплату детского тренера, то как один из вариантов, может быть, на проще снова отдать под крыло Министерства науки и образования, где средств больше выделяется на развитие детско-юношеского спорта. При агентстве финансирование идет по остаточному принципу. В первую очередь обеспечивают спорт высших достижений. А что останется, идет на подготовку резерва, что в корне неправильно. Хочется верить, что в управлении работают думающие люди, способные, наконец-то, улучшить финансовое положение детских наставников.

Об устаревшей программе
Поговорим об учебно-тренировочном процессе и научно-методическом обеспечении. Программа, разработанная до 2011 года господином Нуровым, себя полностью исчерпала, а новой пока нет. И, кстати, в этой программе, и это не только мое мнение, статус игровых видов спорта ущемлен. То есть выполнение каких-то нормативов для получения категорий очень жесткое по сравнению с видами единоборств. Что также сказывается на оплате труда тренеров.

Сейчас еще работаем по программе за 2002 год для детско-юношеских спортивных школ под редакцией доктора педагогических наук Кайрата Адамбекова. На мой взгляд, она тоже устарела. Потому что это пособие копирует подготовку команд мастеров. Структура соревнования не соответствует структуре детского футбола, где подразумеваются краткосрочные турниры. Словом, программа нуждается в корректировке и адаптации под новые тенденции футбола.

Слепой "копипаст"
Мы должны иметь свое лицо. Нелепо слепо копировать методики тренировок голландского футбола или немецкого или испанского. Конечно, нужно подчеркивать что-то интересное, но разумно придерживаться своей концепции, которая нам больше подходит.

Акцент в учебно-тренировочных процессах должен делаться на игровое мышление. А то у нас упражняются до испражнения. Ребенок пришел на занятие, ему фишки расставили, и он пошел их обводить. Да, у него вырабатываются навыки владения мяча, но когда выходит на поле он затрудняется принять правильное решение в игровой ситуации при активном сопротивлении противника. Сразу теряется или, как говорится, "плывет".

Если дифференцировать игру, то футболист владеет мячом от силы три минуты, все остальное время он перемещается и ищет активно выгодную позицию в оборонительных или атакующих действиях. А как его научить этому, если на тренировках дети в основном работают со стойками. Проще говоря, больше необходимо проводить игровые упражнения.

Почему футболист из африканских стран сейчас на ведущих ролях? Потому что они правильно тренировались в игровом режиме. Момент антиципации (предвосхищение) присущ ведущим футболистам, когда они за доли секунды смогут предугадать дальнейший ход игрового эпизода и правильно принять решение. А то получается, что для игрока важно верно показать технический прием, а не принятие решения из сложившейся игровой ситуации. Ведь порой необязательно касаться мяча дважды. Если ты правильно подошел к мячу и выбрал верную позицию, то можно сыграть и в касание. Но без мышления это сделать проблематично.          

Научить играть ребенка в умный футбол способен квалифицированный тренер, которых, увы, немного в нашей стране. И для меня удивительно, когда в нынешнее время стало возможно легко получать лицензии, позволяющие впоследствии тренировать. Для этого любому человеку достаточно пройти специализированные курсы, предварительно их оплатив. По мне тренер обязан иметь высшее образование. Помимо любви к футболу необходимо иметь и знания. У молодых тренеров сейчас больше коммерческий подход к футболу. Умеют быстро организовать соревнования или переманить к себе перспективного игрока, а взрастить его собственными силами не способны. Увы, но проблем в детском футболе достаточно, которых со временем непременно нужно решать", - подытожил Азат Абдракович Нильдыбаев.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Показать комментарии
Новости
3 августа, 14:30
Казахстан(футбол)
Игрок сборной Казахстана прибыл в клуб РПЛ